Кинофестиваль прошел в Больших Вязёмах
Кинофестиваль, организованный муниципалитетом, молодежным культурно-досуговым центром «Новое поколение» и дистанционной онлайн-киношколой «Kinomaker.ru» состоялся 21 февраля в Больших Вязёмах. Зрители увидели программу короткометражных фильмов, документальное кино, а также полнометражный детский фильм «Праздник непослушания» (в ролях поп-звезды: Наташа КОРОЛЕВА и Филипп КИРКОРОВ, Елена ЗАХАРОВА, Тимофей РАЗУВАЕВ, Маша ПОПОВА, Эвклид КЮРДЗИДИС, Вера ВАСИЛЬЕВА.
Мастер-класс по съемкам фильмов провел известный российский режиссёр-документалист, преподаватель ВГИКа Александр ГУРЕШИДЗЕ. Впрочем, говорил он не только о кино или о профессии, но и о собственной жизни, о том пути, который привел его во ВГИК за двумя (операторским, а затем и режиссерским) высшими образованиями, в документалистику, в военную киностудию Минобороны СССР, в Афганистан…
Александр Гурешидзе уверяет, что хорошее кино можно снимать даже на сотовый телефон, а дальнейший технический прогресс способен сделать любого желающего «самому себе режиссером» — было бы что сказать людям. С мысли, с идеи все и начинается. Ведь «Вначале было Слово»… Вот и в кино начало всему дает сценарий — та самая мысль, адресованная людям, вокруг которой все и разворачивается: коллектив единомышленников, продюсеры, актеры, осветители, гримеры, монтажеры, камеры, свет, мотор, дубль первый…
«Как написать сценарий?» — спросила девочка из зала.
«На этот вопрос своим студентам я отвечаю так: возьмите книгу Алексея ТОЛСТОГО «Петр Первый» и прочитайте хотя бы первые пять страниц. И сразу поймете, каким должен быть ваш сценарий, хотя Толстой написал роман», — посоветовал Гурешидзе.
У автора «Хождения по мукам» и «Аэлиты» и впрямь с каждого текста можно рисовать готовую раскадровку.
Ну, а лучший способ научиться снимать кино — это, разумеется, начать его снимать. Не побояться поставить перед собой высокие цели, увлечься, поверить в свою звезду. Если есть желание стать в этом деле профессионалом, не испугаться высоких конкурсов и поступить, например, во ВГИК. Интересно, что на большинстве факультетов там просят предоставить… тексты: например, на пять страниц интересный случай из жизни, очерк или ответ на вопрос, какое кино ты хотел бы снять? Впрочем, на некоторых курсах нужны и фотоработы в разных жанрах, и самостоятельно сделанные раскадровки (рисунки, напоминающие комиксы, «черновик» фильма на бумаге).
Еще один мастер-класс с ответом на все тот же вопрос «как написать сценарий?» провела сценарист и аспирант ВГИКа Юлия ПЕТРОВА. Девушка с отличной русской речью и потрясающим жестом, докладчику с ее руками просто не нужны никакие презентации Power Point, любую мысль она способна проиллюстрировать взмахом кисти, движением плеч. Слушать ее было, не скрою, «вкусно», выступления такого уровня людей (два «высших» — МГУ, ВГИК за плечами) приносят эстетическое удовольствие.
А вот как написать сценарий, я все же так и не понял, кроме того, что надо… пытаться плыть, то есть писать. Там и будет видно, есть ли дар, насколько великий ты фантазер, дано ли тебе словом рождать образы, воспламенять души, служить литературным хлебом насущным для чьей-то, может быть, гениальной актерской игры. Но просто дара мало, требуется еще и колоссальное упорство, терпение, фанатичная вера в самого себя и даже везение. Классик называл поэзию той же добычей радия, в граммы добыча, в годы труды. Сценарное дело от поэзии отличается тем, что граммом радия не отделаешься, на выходе должен получиться увесистый том, и при этом его утверждение в качестве основы для будущего фильма вовсе не означает окончания трудов. Его, очень вероятно, придется еще несколько раз переписать, перекроить сюжетные линии, убрать одного героя, вставить нескольких других (или наоборот), и так до бесконечности. А есть еще и сами по себе бесконечные сериалы… Ситуацию немного спасает то, что кино — творчество коллективное, над сценариями могут работать целые бригады литераторов. Но даже право работать в такой бригаде надо еще доказать, не чураясь труда подмастерья, поденной работы. А еще надо продвигать себя — общаться, дружить с кинематографистами, стремиться прорваться в этот круг избранных, зарекомендовав себя. Или даже создавать собственный круг, с режиссерами и операторами, ведь есть же среди них и молодые, начинающие, возможно, будущие гении. Но тут уж будь готов работать бесплатно — они так же бедны, как и ты.
И все-таки этот труд, пусть и на вершине пирамиды, взобраться на которую тяжело, неплохо оплачивается. По той простой причине, что людям он нужен. Нужен с тех самых пор, как во тьме кинозала застрекотал обтюратором первый проектор. Великий немой всего лишь за век стал великим говорящим, поющим, звучащим, великим цветным, а сегодня уже и великим 3D, и кто его знает, каким он станет завтра. Но чья-то рука всегда должна будет вращать калейдоскоп с бесконечным числом сверкающих кристаллов фантазий, сюжетов, потешных гэгов, напряженных «саспенс» внутри — а вдруг это будет твоя рука, читатель?
Глава городского поселения Большие Вяземы Сергей ХАЦИЕВ во время кинофестиваля ответил на несколько вопросов «Одинцовской НЕДЕЛИ».
— Что послужило отправной точкой для организации кинофестиваля, почему возникла такая идея, ее продвинула какая-то группа единомышленников или кто-то один увлеченный?
— В том-то и дело, что какой-то базы или отправной точки — кинематографического коллектива, персоны — у нас не было. Был опубликован президентский указ о том, что 2016 год станет Годом Российского кино. Можно по-разному к таким вещам отнестись — вот, мол, очередная кампания, но пользу в конечном итоге видят все, потому что даже там, где, вроде бы, и опереться особо не на что, традиции нет, в людях все равно просыпается интерес. В Год музеев — к музейному делу. В Больших Вяземах, вы знаете, с этим как раз неплохо. В Год кино — к кинематографу и так далее. Может быть, у нас публика не столь подготовлена, как в городах и поселениях с кинематографическими традициями, зато она более благодарна и очень любопытна, посмотрите, как тепло принимали и фильмы, и мастеров кино.
— В зале было много детей, судя по всему, это учащиеся Маловяземской школы. В школах, и это все знают, есть смотры самодеятельности, дети сами делают стенгазеты, словом, выражают себя в творчестве. И вот режиссер Гурешидзе говорит: ничего не бойтесь, верьте в свои силы, а кино можно снимать даже на сотовый телефон. Сразу подумалось, а «слабо» нашим детям проверить это утверждение?
— Если бы дети загорелись идеей и начали снимать собственные фильмы, мы бы в администрации даже с удовольствием поддержали конкурс таких короткометражек. Много пользы: дети отвлеклись бы от компьютерных игр, в которых они погрязли, а использовали телефон в качестве инструмента для творчества — как камеру, сочиняли сценарии, учили роли, репетировали, монтировали. Конечно, это было бы интересно, да и взрослым было бы любопытно посмотреть, как их дети видят окружающий их мир, свою малую Родину. Я — за. Но, конечно, инициатива должна исходить от них самих.
Текст и фото: Александр ЛЫЧАГИН
3-16-69-243