Информация в рамках рубрики «Военный прокурор разъясняет»
Совершенствование уголовно-процессуального законодательства продолжается достаточно активно. Об этом свидетельствуют периодически вносимые изменения. Так, только за 5 месяцев 2017 года, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) внесено четыре изменения.
Несколько значимых изменений УПК РФ произошли в апреле.
Так, в целях сократить риски воспрепятствования допуску защитника к участию в досудебной процессуальной деятельности, в том числе на первоначальном этапе, исключить немотивированные отказы в рассмотрении и удовлетворении ходатайств об исследовании доказательств, приобщении к делу документов и других материалов и иные неправомерные ограничения в реализации адвокатом его процессуальной функции, обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, принят Федеральный закон №73-ФЗ от 17.04.2017.
Данным Законом в статью 49 УПК РФ внесены изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска.
Предъявление удостоверения адвоката и ордера, подтверждающего заключенное с ним соглашение о защите, является, безусловно, достаточным для реализации полномочий защитника.
Части третья и четвертая статьи 50 УПК РФ дополнены положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.
В целях обеспечения гарантий равноправия сторон обвинения и защиты в доказывании в статью 159 УПК РФ включено положение, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Статья 401.17 УПК РФ в новой редакции позволяет обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не обращавшимся в кассационную инстанцию, но по другим правовым основаниям. Данная новелла отвечает правовым позициям, сформулированным в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Требования к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий нашли свое отражение в новой статье 450.1 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» УПК РФ. В частности, обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье.
Данные изменения направлены на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
Военная прокуратура Красногорского гарнизона».
18-189-170-227