Польза от цифры. Статья Андрея Турчака
Развитие цифровой экономики существенно повысит качество жизни людей, и это главная причина, почему она нам нужна. Но сосредоточиться нужно не на общих показателях по стране, а на ощутимом эффекте от цифровизации для жителей каждого региона. Для этого субъекты РФ в ближайшее время должны разработать свои дорожные карты по развитию цифровой экономики.
В них должны быть предусмотрены меры по стимулированию технологического предпринимательства, по приоритетной поддержке и защите интересов российских компаний, производящих конкурентоспособные программно-аппаратные решения. Также в дорожные карты необходимо включить мероприятия по развитию человеческого капитала и другие направления, учитывающие региональную специфику.
В свою очередь, Совет по развитию цифровой экономики при СФ РФ разработает единую методику оценки качества ее развития, подготовит рекомендации для регионов и будет анализировать, как реализуются программы: выявлять лучшие практики, чтобы продвигать их, и худшие — чтобы устранять причины сбоев на системном уровне. Для дополнительной мотивации регионов создадим свой рейтинг уровня развития цифровой экономики.
Регионам нужны четкие ориентиры и конкретные предложения: как должны формироваться и что содержать стратегии и дорожные карты. Ведь пока для многих людей, в том числе и для властей некоторых регионов, цифровая экономика — не до конца понятный предмет. И мы не можем подходить к ее развитию с позиции «если регион хоть что-то делает в этом направлении, уже хорошо». Программы должны быть с конкретными показателями, а их целевые значения — амбициозными.
Цифровая экономика — не какая-то отдельная экономика, которую надо создавать «с нуля». Это другой экономический уклад, в который мы переходим, создавая новые технологии, платформы, бизнес-модели, и внедряя их во все сферы нашей жизни, повышая в целом ее качество.
Технологии точного земледелия повысят производительность сельского хозяйства. И что замечательно, эти технологии доступны даже самому мелкому фермеру. Блокчейн создает новые перспективы в финансовой сфере, умные контракты защитят людей от мошенничества во многих областях. Системы предсказания эпидемий и персонализации лечения, интеллектуальные энергетические сети и т. д. — все это наше будущее.
Понятно, что в каких-то регионах России это будущее уже наступает, а в других из-за нехватки бюджетных средств с трудом выполняются даже текущие обязательства, не говоря уже про инвестиции в «цифру». Поэтому на встрече с президентом на заседании Совета законодателей в апреле мы подняли вопрос об укреплении региональных бюджетов и предоставлении им дополнительных трансфертов на цифровизацию.
Президент поддержал нас и дал поручение рассмотреть возможность включения расходов регионов на развитие цифровой экономики в состав затрат, учитываемых при определении размера дотаций. Совет по цифровой экономике займется разработкой методики учета таких затрат при формировании «модельных бюджетов» и расчете дотаций. Так мы создадим для регионов материальную базу для развития цифровой экономики.
Вместе с тем регионы должны понимать, что цифровизация дает и финансовую выгоду — повышение эффективности госрасходов, увеличение доходов за счет высокотехнологичных предприятий, новые источники негосударственного финансирования. Но эту выгоду регионы смогут получить только при качественном планировании и эффективном управлении программами цифровизации.
Например, известно, что одним из главных факторов, сдерживающих и даже препятствующих развитию цифровой экономики, является устаревшая законодательная база. Мы сейчас проводим экспертизу пакета законопроектов из 16 документов, разработанных правительством в данной сфере. Всего планируем проанализировать около 50 законопроектов.
При этом подчеркну — мы не должны зарегулировать цифровую политику со всех сторон законодательно. Наоборот, часть вопросов можно решить на уровне нормативно-правовых актов либо правительства, либо профильного министерства. Мы же должны выявлять проблемы, мешающие развитию цифровой отрасли и устранять барьеры в законодательстве.
Скорость принятия законов уже уступает скорости изменений в этой сфере и в потребностях рынка. Есть процессы, которые должны напрямую регулироваться государством. Есть те, для которых власть должна лишь создавать условия, притом — не обязательно законодательные.
Так, например, в Калининградской области с 1 января 2018 года для научной деятельности и IT -отрасли были предложены специальные условия в рамках ОЭЗ. Минимальный порог инвестиций, который необходимо осуществить для получения статуса резидента, был снижен со 150 млн до 1 млн рублей в течение трех лет. При этом резиденты получают особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество и другие льготы. Это уже привело к тому, что за восемь месяцев нынешнего года число резидентов было включено 46 новых организаций, в то время как за весь 2017-й их было 27.
В Новгородской области год назад не было базовой инфраструктуры, IT -парка, технопарков и специалистов, и правительство совместно с университетом создало фабрику пилотирования проектов национальной технологической инициативы и цифровой экономики. На ее базе компании из различных регионов получают возможность начать внедрение передовых технологий. Меньше чем за год на базе «Фабрики пилотирования» успешно запущено 12 проектов.
Потребители цифровой экономики — люди, поэтому важным фактором ее развития является наличие у них соответствующих компетенций. Необходимо разработать стандарт «цифрового минимума», освоение которого необходимо для дистанционного получения государственных, муниципальных, медицинских, финансовых и других услуг.
Успешность развития цифровой экономики измеряется не в законопроектах и не в мероприятиях. Ее смысл в том, чтобы жители каждого региона почувствовали улучшение качества их жизни. За каждой «цифрой» должна быть ощутимая польза для людей.
18-116-14-12