Сентябрь 2017

Городская прокуратура информирует

«Ограничение свободы как один из видов наказания»

В соответствии со ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) ограничение свободы является одним из видов уголовного наказания, заключающийся в установлении осужденному определенных ограничений при вынесении приговора, в том числе: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не выезжать за пределы определенного муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в них; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия должностных лиц уголовно-исполнительной инспекции.

Ограничение свободы может быть назначено на срок от 2-х месяцев до 4-х лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.

В период отбытия наказания поведение осужденного контролируется и оценивается должностными лицами уголовно-исполнительной инспекции, которые вправе применять к лицу мер как поощрения, так и накладывать определенные взыскания, в том числе посредством направления в суд соответствующего представления.

В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, которые свидетельствуют о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, руководитель уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо также может внести в суд соответствующее представление.

Если осужденный злостно уклоняется от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд вправе заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Также необходимо отметить, что ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, которые не имеют места постоянного проживания на территории Российской Федерации.


«МИНЗДРАВОМ УТОЧНЕНЫ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ»

Минздравом России издан приказ от 25.03.2019 №159н «О внесении изменений в Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 №933н» (зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2019 №55060), которым устанавливается, что освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может проводиться на основании постановления судьи, следователя, органа дознания или по направлению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Одновременно в число оснований для вынесения заключения «установлено состояние опьянения» добавлено наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на литр крови. В случае концентрации менее 0,3 грамма на литр крови выносится заключение «состояние опьянения не установлено».


«В КАКИХ СЛУЧАЯХ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ?»

Сотрудники полиции имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции» (далее — Закон).

Статьей 20 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень таких случаев. В их числе: пресечение преступлений и административных правонарушений, доставление в орган полиции лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, задержание этих лиц, а также преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Например, применение такого специального средства, как «дубинка» (специальная палка) согласно статье 21 названного Закона возможно для отражения нападения, пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться, для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, а также в ряде иных случаев.

Важно иметь в виду, что согласно положениям вышеназванного Закона, превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


«Раскрыто понятие термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»

Федеральным законом от 02.08.2019 №308-ФЗ «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» Раскрыто понятие термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».

Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополнена примечанием, которым определено, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

Предусматривается, что к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.


«Результаты надзорной деятельности Одинцовской городской прокуратуры Московской области в сфере уголовно-правовой статистики в 1 полугодии 2019 года»

Вопросы формирования прозрачной уголовно-правовой статистики находятся в зоне особого внимания городской прокуратуры. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что в сфере учета преступлений и результатов их расследования со стороны сотрудников поднадзорных ведомств манипуляции со статистикой продолжают иметь место.

В ходе осуществления надзора в сфере уголовно-правовой статистики городской прокуратурой за 6 месяцев 2019 года выявлено 2087 нарушений (АППГ — 2035), допущенные сотрудниками поднадзорных правоохранительных органов.

При этом 2056 (АППГ — 1976) нарушений выявлено в деятельности МУ МВД России «Одинцовское», 31 (АППГ — 59) — в деятельности следственного отдела по г. Одинцово ГСУ СК РФ по Московской области.

Практика прокурорского надзора показывает, что реальный показатель раскрываемости преступлений ниже, чем официальные данные ИЦ УВД. По результатам проведенных в отчетном периоде проверок своевременности передачи документов первичного учета из МУ МВД России «Одинцовское» в ИЦ ГУ МВД России по Московской области установлено, что имеют место факты переноса статистических сведений из одного отчетного периода на другой, а также системные факты не направления документов учета движения по уголовным делам в ИЦ ГУ МВД России по Московской области.

Из общего количества выявленных городской прокуратурой нарушений — 1764 (АППГ — 1526) это нарушение сроков представления документов первичного учета.

Значительное увеличение выявленных нарушений в части своевременности предоставления документов первичного учета обусловлено ослаблением контроля со стороны руководства СУ МУ МВД России «Одинцовское», а также ОД МУ МВД России «Одинцовское». Вместе с тем, стоит заметить, что качество заполнения документов первичного учета значительно улучшилось. Так, за 6 месяцев 2019 года выявлено 323 нарушения, связанных с искажением сведений о преступлении и лице, его совершившем, тогда как в аналогичном периоде прошлого года таких нарушений выявлено 509.

Кроме того, более широко используется практика применения требований приказа прокуратура Московской области от 22.06.2016 №92 «Об организации прокурорского надзора в сфере правовой статистики», позволяющий неполноту заполнения карточки устранять на месте.

В целях недопущения нарушения сроков предоставления документов первичного учета городской прокуратурой ежедневно проводится сверка возбужденных уголовных дел (формы №1) с учетной группой МУ МВД России «Одинцовское», а также налажена система формирования списков уголовных дел, по которым сроки расследования истекают. Указанные списки формируются еженедельно, с учетом поступивших статистических карточек, а также учитываются сведения о статистических карточках, возвращенных на доработку.

Также, городской прокуратурой усилен надзор в части достоверности вносимых в статистические карточки сведений, о чем свидетельствует значительное уменьшение выявленных нарушений в части искажения сведений о преступлении и лице, его совершившем. Широко используется практика написания типовых информационных писем, разработанных прокуратурой Московской области.

Отсутствие подписи руководителя в статистических карточках, даты принятого решения, либо ее несоответствии с процессуальным документом, отсутствие характеристики потерпевшего, должностного и социального положения, как обвиняемого, так и потерпевшего, отсутствие способа совершения преступления являются типичными нарушениями при заполнении документов первичного учета.

Городской прокуратурой в связи с выявленными при учете преступлений нарушениями руководителям поднадзорных органов внесено 12 (АППГ — 10) представлений, и 34 информационных письма (АППГ — 31) по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 159 должностных лиц (АППГ — 99) из них 8 руководителей (АППГ — 3), что свидетельствует об улучшении качества и эффективности подготавливаемых городской прокуратурой актов прокурорского реагирования.

35.173.57.202

13 августа
2 185