Городская прокуратура разъясняет

«Разработаны санитарные правила для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)»

Роспотребнадзор разработал требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых призвано предупредить распространение новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").

Указанные правила будут действовать до 1 января 2021 года.

В частности, документом определяются мероприятия по предупреждению распространения инфекции, методы оценки рисков и прогнозирования развития эпидемиологической ситуации.

Например, разъяснены меры по профилактике распространения COVID-19 (гигиеническое воспитание населения), противоэпидемические мероприятия, общие и связанные с госпитализацией зараженных, алгоритм регистрации заражений, проведения лабораторных исследований по приоритетности уровней.

Отмечено, что гигиеническое воспитание населения проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работниками медицинских организаций при методической поддержке специалистов органов и организаций, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 (зарегистрировано Минюстом России 16.04.2014, регистрационный N 32001), направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.

Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).

В первую очередь подлежат проверке и тест-обследованию пациенты с внебольничной пневмонией, а также при наличии симптомов ОРВИ вернувшиеся из-за границы, контактные лица, медики из группы риска, лица из детских интернатов, детских домов и лагерей, пансионатов для пожилых, исправительных учреждений. Определены группы риска заболевания COVID-19, к ним отнесены люди в возрасте 65 лет и старше, больные хроническими заболеваниями и работники медицинских организаций.

Прописан механизм, способный разорвать передачу инфекции:

• соблюдение всеми гражданами правил личной гигиены и социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

• выполнение требований биологической безопасности в медорганизациях;

• организация дезинфекционного режима на предприятиях общепита, торговли, в транспорте;

• обеспечение организациями и ИП проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории РФ;

• выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

• использование мер социального разобщения, переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

• ограничение или отмена проведения массовых мероприятий.

Кроме того, прописаны правила госпитализации зараженных или лиц с подозрением на COVID-19. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска). Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара. Больные с внебольничной пневмонией должны направляться в медицинскую организацию, переведенную в режим функционирования инфекционного стационара и имеющую необходимое материально-техническое оснащение для оказания специализированной и реанимационной помощи.

Санитарными правилами установлены требования к организации и проведению дезинфекционных мер в помещениях.

Так, профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне. Текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.

Гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного. Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров.


«С 1 июня 2020 года расширяется перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание»

Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которые вступят в силу с 01 июня 2020 года.

Так, законом создаются правовые механизмы, исключающие возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания.

В частности, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Кроме того, устанавливается, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и другие доходы, в отношении которых статьями 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах устанавливается Банком России.

Также законом закрепляется обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание; устанавливается обязанность кредитной организации, обслуживающей счета должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания; предусматривается, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу; расширяется перечень сведений, которые судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов и кредитных организаций.


«Ужесточены меры ответственности за фальсификацию лекарств»

С 01.04.2020 вступили в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», а также Федеральный закон от 01.04.2020 № 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Изменениями ужесточены меры ответственности за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (БАД).

Так вышеуказанное деяние, совершенное с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 75 тысяч до 200 тысяч рублей, на должностных лиц от 150 тысяч до 600 тысяч рублей. Такой же штраф предусмотрен для индивидуальных предпринимателей, при этом в качестве альтернативного наказания к ним может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для юридических лиц установлен штраф от 2 миллионов до 6 миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Указанное деяние, имеющее признаки уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238.1 УК РФ, теперь наказывается принудительными работами на срок от 4 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 3 лет или без такового либо лишением свободы на срок от 4 до 6 со штрафом в размере от 750 тысяч до 2,5 миллионов рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.

Не является нарушением закона подобные действия в случаях, если реализация и (или) ввоз незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.

Разница между составом административного правонарушения и уголовного преступления заключается в стоимости таких лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных БАДов, введенных в оборот. Если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей, наступает административная ответственность. В случае, если товары проданы на большую сумму, то применению подлежит уголовная статья.


«Пребывание в лесу, сбор ягод и грибов»

Согласно ст. 11 Лесного Кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Кроме того, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах в том случае, когда они расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Ограничение пребывания граждан в лесах могут быть обеспечены в целях пожарной и санитарной безопасности, а также безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением вышеуказанных случаев. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным Кодексом Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, ряд статей КоАП РФ предусматривает административную ответственность за: незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);  нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (ст. 8.37). За указанные правонарушения предусмотрены различные наказания, в основном в виде штрафа.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за: незаконную охоту (ст. 258); незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258.1); незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261). За указанные преступные деяния предусмотрены наказания как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы.

3-144-45-187

2 июня 2020
197