Будущее волонтерства: как в России может развиваться добровольческое движение после пандемии
Сегодня, несмотря на сохраняющиеся угрозы пандемии, эксперты заговорили о переосмыслении форм существования института массового волонтерства, который сформировался весной, во время острой фазы пандемии и самоизоляции.
Многим людям, которым еще раньше не был свойственен гражданский активизм, сегодня уже недостаточно просто помочь с продуктами пожилому человеку на самоизоляции или подвезти многодетную маму с детьми до ближайшей поликлиники. Им нужно больше — они хотят и могут менять мир вокруг себя в лучшую сторону в гораздо больших масштабах и помогать гораздо большему числу людей, попавших в сложные ситуации. На первый план выходит добрососедство — когда люди объединяются локально для оказания помощи друг другу в решении каких-то проблем или организации досуга. Именно по такому принципу работу своих волонтерских центров в регионах решили выстраивать в «Единой России».
Весной этого года партия развернула такие центры во всех 85 регионах России. Первый из них — в Калуге, в середине марта. Всего за это время волонтеры раздали десятки миллионов комплектов средств индивидуальной защиты медикам и жителям регионов, сотни тысяч продуктовых наборов — врачам. Передали больницам и поликлиникам более 200 новых автомобилей для посещения пациентов на дому. 10 реанимобилей направили в регионы, наиболее остро нуждающиеся в помощи. Совместно с АСИ и минпросвещения партия провела всероссийскую акцию «Помоги учиться дома», в ходе которой обеспечила школьников из многодетных и малообеспеченных семей, а также педагогов, ушедших на удаленку, компьютерами и планшетами. Для оказания помощи по инициативе Дмитрия Медведева члены партии собрали более полумиллиарда рублей членских взносов и пожертвований. Кроме того, «Единая Россия» значительно сократила расходы на выборы и прочие затраты, чтобы направить средства на помощь людям.
«Важно не растранжирить то, что удалось сделать за последнее время, сохранить людей. Они не начитались программ партии и решили сделать политическую карьеру, а реально пришли помогать. Это самый высший политический капитал, который можно было накопить за период пандемии», — отмечал ранее Председатель партии Дмитрий Медведев.
Работа волонтерских центров «Единой России» не останавливалась все это время. Люди привыкли к тому, что в сложной ситуации могут обратиться к добровольцам. К примеру, в Москве так и действует акция «Волонтерское такси». В Оренбурге и Великом Новгороде активисты заботятся о ветеранах и пожилых жителях. В Твери и Кемерове — помогают приютам для бездомных животных. В Хакасии и Хабаровске — организуют экологические акции по высадке деревьев и уборке мусора на берегах водоемов. А с началом нового учебного года во многих регионах помимо прочего волонтеры помогают в проверке качества школьного питания.
«На фоне нового витка заболеваемости COVID-19 большое количество людей нуждается в помощи и заботе. С начала пандемии коронавируса [волонтерские] центры открылись в каждом регионе. Количество обработанных обращений и запросов говорит о многом. И мы понимаем, что за каждым из них стоит конкретный человек, конкретная история. Есть пандемия, нет пандемии — люди всегда нуждаются в помощи. Поэтому работа волонтерских центров «Единой России» не прекратится и будет строиться по принципам добрососедства», — сообщил Андрей Турчак.
Почему именно добрососедство? Люди хотят жить комфортно и безопасно у себя дома — чтобы подъезд был чистым, а двор благоустроен. По данным ВЦИОМ, около 80% жителей многоквартирных домов доверяют своим соседям. Больше 60% — им помогали.
«У каждого добровольца есть телефонная книжка с контактами друзей, знакомых. Есть контакты пожилых людей, которые живут непосредственно рядом с ним. Люди готовы объединяться — им нужно только помочь. И мы считаем, что волонтерский корпус «Единой России» может решить эту задачу», — считает сопредседатель Рабочей группы Генсовета партии по поддержке молодежных инициатив Ольга Амельченкова.
По ее мнению, организаторам движения предстоит задуматься о создании платформы, где можно было бы регистрировать и обучать волонтеров. Это может привести к появлению «волонтеров широкого профиля», которые могли бы проводить экологические акции, помогать одиноким пенсионерам, в том числе в организации их досуга, инвалидам, участвовать в проектах благоустройства территорий, заботиться о животных. Или даже работать вместе со спасателями во время стихийных бедствий или других чрезвычайных происшествий.
По словам руководителя Московского областного отделения общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», члена политсовета регионального отделения «Единой России» и его президиума Александра Толмачева, волонтерство было широко развито в Подмосковье и до пандемии. Однако именно ситуация с коронавирусной инфекцией способствовала тому, что это движение получило импульс, стало еще более массовым, а главное — о нем узнали миллионы.
«Пандемия стала катализатором, показав, насколько нужна и полезна такая общественная работа. На волонтерство появились запросы, оно стало модным в хорошем смысле слова. При этом ребята сами захотели помогать нуждающимся и сплотились, никто никого не заставлял развозить наборы, обзванивать пенсионеров и многодетные семьи. Мы лишь помогли самоорганизоваться. В итоге даже удивительно, что желающих оказалось так много. Как говорится, добро не знает границ и времени, поэтому считаю правильным решение, что, когда пандемия закончится, волонтерство не будет брошено или забыто. «Спасибо, но мы в вас больше не нуждаемся» — не те слова, которые хотят услышать ребята. Потребность в добрых делах и помощи не исчезнет, так что волонтерство останется востребованным, разве что работать можно будет в более спокойной обстановке, без риска здоровью», — поделился мнением Александр Толмачев.
3-145-34-237