Зима проверяет на прочность

Интервью начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Жданова А. А.

Деятельность по обеспечению коммунальными ресурсами, пока в домах тепло и из кранов течет вода, незаметна для потребителей — жителей военных городков, но стоит лишь одному из винтиков этого сложного и разнопланового механизма выйти из строя, как начинает давать сбой вся система. И складывается ситуация, схожая с сюжетом известного стихотворения С. Маршака «Гвоздь и подкова», в котором из-за отсутствия гвоздя для подковы в конечном итоге пал город.

Из-за неисправности системы теплового хозяйства вражеский солдат в военный городок, несомненно не попадет, но жильцу столкнуться с таким врагом как холодные батареи — вполне реальная перспектива. Не замененная вовремя запорная арматура или не замеченный порыв на сети, не выявленный при приеме низкокачественный уголь, который не может обеспечить тепловой режим — все это те самые «гвозди», которые могут привести к некачественному оказанию коммунальных услуг военнослужащим и членам их семей. Чтобы подобных ситуаций не возникало и работает федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Александр Анатольевич, как Вы оцениваете текущий отопительный период, сложнее или проще он стал для организации по сравнению с предыдущими?

С учетом специфики и разноплановости эксплуатируемых объектов, расположенных во всех климатических зонах страны, каждый осенне-зимний период для системы жилищно-коммунального хозяйства не бывает простым.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет эксплуатационное содержание объектов, зданий и сооружений в 83 субъектах Российской Федерации: около 3,5 тыс. котельных, 400 центральных тепловых пунктов, свыше 8 тыс. км. сетей теплоснабжения и 7,8 тыс. км. сетей водоотведения, обеспечивает тепло- и водоснабжение около 3,8 тыс. объектов жилищного фонда и свыше 70 тыс. объектов казарменно-жилищного фонда.

Наиболее сложной по объективным причинам для нас стала зима 2017-2018 годов. Одновременно с созданием Учреждения, в апреле 2017 года нам в эксплуатацию были переданы коммунальные сооружения и объекты, а уже фактически в начале отопительного периода — жилые дома и общежития. То есть времени на полноценную подготовку обслуживаемого хозяйства к осенне-зимнему периоду 2017-2018 годов фактически не было, все это огромное хозяйство, доставшегося нам от предшественников — аутсорсинговых коммерческих структур, нужно было без промедления принимать, поддерживать и развивать.

К последующим осенне-зимним периодам эксплуатации осуществлялась плановая подготовка, поэтому они проходили более стабильно и предсказуемо. Сформированная в 2019 году трехуровневая структура Учреждения: центральное управление — филиалы в округах, на флотах, видах и родах войск, которые, в свою очередь, делятся на жилищно-коммунальные службы, показала свою эффективность и обеспечила качественную работу структурных подразделений Учреждения.

Текущий отопительный период, несмотря на особенности, связанные с пандемией, а также с более суровой зимой, и по объективным показателям, и по субъективным ощущениям в целом стабильнее, чем предыдущие.

Снизилось число поступающих жалоб и заявлений от граждан. В целом наши подразделения с поставленной задачей справляются, возникающие технологические сбои в большинстве случаев связаны с износом оборудования и инженерных систем, переданных нам в эксплуатацию.

Выполнение всех установленных процедур — от проведения весенних осмотров до пробных топок позволили достичь основную цель, поставленную еще на этапе подготовки: обеспечить плановое, стабильное, без серьезных сбоев и аварийных ситуаций прохождение осенне-зимнего сезона 2020-2021 годов. Чтобы не быть голословным скажу, что количество обращений граждан в общественную приемную Министра обороны Российской Федерации по вопросу содержания и эксплуатации жилищного фонда сократилось по сравнению с 2019 годом на 36%.

Несомненно, абсолютно беспроблемного прохождения отопительного периода ожидать, по крайней мере, наивно. От нештатных и аварийных ситуаций не застрахованы ни наши объекты, ни объекты, находящиеся в муниципальной собственности. В этом году особую озабоченность вызывает ситуация на Дальнем Востоке. Природные аномалии в виде циклонов и ледяного дождя, резкие температурные колебания, снегопады, все это стало настоящим испытанием как для материалов и оборудования, так и для наших работников.

Тем не менее, к технологическим сбоям и возможным аварийным ситуациям Учреждение готово. Накоплен необходимый аварийный запас трубной продукции, узлов и агрегатов для ремонта объектов теплового хозяйства, 150 оперативно-диспетчерских служб, свыше 300 аварийно­ ремонтных бригад общей численностью более 5,6 тыс. чел., которые обеспечены необходимым инструментом, средствами малой механизации, автотранспортом, специальной и инженерной техникой.

В качестве резервных источников электроснабжения содержится 38 автономных мобильных котельных установок и 243 дизельные электростанции.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организовано взаимодействие с региональными подразделениями МЧС, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Если продолжить разговор об эксплуатации систем теплоснабжения военных городков, нельзя не затронуть тему их ремонта. Какие работы проводятся сейчас и что планируется сделать?

Действительно, ремонт и обслуживание находящихся на эксплуатационном содержании объектов является неотъемлемой частью нашей работы. Несмотря на то, что теплогенерирующие и коммунальные объекты имеют значительный срок эксплуатации, налаженная система ремонта позволяет поддерживать их в надлежащем техническом состоянии.

Ремонт бывает двух видов: капитальный и текущий. При подготовке к предстоящему отопительному периоду ежегодно проводятся текущие ремонты, а также определяются объекты тепло-, водоснабжения, нуждающиеся в приоритетном капитальном ремонте.

Если оперировать конкретными цифрами, то с 2018 по 2020 год Учреждением выполнен капитальный ремонт на 152 объектах, в том числе на 84 объектах теплового хозяйства, 67 — водопроводно-канализационного хозяйства, и одном объекте электросетевого хозяйства. Проведена замена 250 километров внешних тепловых и водопроводно-канализационных инженерных сетей.

Говоря о ремонте не могу не сказать еще об одном приоритете в нашей работе — создании комфортных условий непосредственно в местах проживания военнослужащих и членов их семей. В 2020 году учреждением выполнен текущий ремонт более 1600 объектов казарменно-жилищного фонда Минобороны России, 540 объектов жилищного фонда. По программе благоустройства придомовых территорий построено 12 игровых комплексов с безопасным покрытием, собственными силами отремонтировано и приведено в порядок свыше 300 детских площадок, более 3,8 тыс. малых архитектурных форм.

В наступившем году планы обширнее: завершить ремонт собственными силами порядка 3,5 тыс. объектов, в том числе более 800 — казарменно-жилищного фонда, около 400 теплового хозяйства, без малого 650 водопроводно-канализационного и 1600 — электросетевого хозяйства.

Если абстрагироваться от работ, проводимых в отопительном периоде, что, на Ваш взгляд, можно считать показателем эффективности работы Учреждения в прошедшем и наступившем годах?

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России — бюджетное учреждение, которое в соответствии с государственным заданием занимается содержанием и эксплуатацией объектов военной и социальной инфраструктуры, и предоставлением услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Финансирование этой социально значимой деятельности осуществляется из бюджета страны, поэтому среди важнейших задач, стоящих перед нами является экономия бюджетных средств.

Снижение расходов на все виды потребляемых энергоресурсов и эффективное управление их потреблением имеет для нашего Учреждения особое значение.

Достаточно сказать, что в результате проведения мероприятий по снижению затрат на покупку топливно-энергетических ресурсов в 2020 году Учреждением достигнута экономия около 3,8 млрд руб. Немалый вклад в сокращение расходов внесла оптимизация числа теплогенерирующих объектов, а также работы на самих котельных: регулировка котлового оборудования и контроля над соблюдением теплового режима. В число приносящих значительный экономический эффект вошли мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности, в том числе в рамках энергосервисных контрактов, консервация неиспользуемых объектов военных городков.

В истекшем году в рамках исполнения энергосервисных контрактов заменено свыше 40 тыс. осветительных приборов наружного и внутреннего освещения в 14 военных городках, газифицировано 3 жидкотопливные котельные, расположенные в Астраханской, Волгоградской и Свердловской областях. Расчетная ежегодная экономия денежных средств на эксплуатацию указанных котельных составит порядка 200 млн руб. Ведутся работы по газификации и техническому перевооружению еще 10 котельных в 8 субъектах Российской Федерации.

Впервые на территории страны заключено концессионное соглашение в отношении 13 объектов теплового хозяйства Минобороны России, расположенных на территории Самарской области. Реализация концессионных соглашений позволят без увеличения затрат получить обновленные и модернизированные объекты производства и передачи тепловой энергии, тем самым повысив надежность и качество теплоснабжения объектов Минобороны России.

Одним из способов снижения расходов стал установленный лимит потребления энергоресурсов в разрезе военных городков. К существенной экономии бюджетных средств привело снижение объемов потребления энергоресурсов: экономия по итогам 2020 года составила 7% по твердому котельному топливу, 8,2% по водоснабжению, 8,5% по электроэнергии, 8,8% по тепловой энергии, 9% по твердому котельному топливу, 12% по газу.

Сегодня в стране большое распространение получили цифровые технологии. Существует ли тенденция к переходу на «цифру» системы ЖКХ российского оборонного ведомства?

Несомненно, существует. Установка и техническое обслуживание установленных на объектах казарменно-жилищного фонда, котельных и скважинах 115 тыс. узлов учета энергоресурсов позволило произвести эффективный анализ показателей, исключить безучетное потребление и осуществить контроль исполнения лимитов потребления.

При этом, мы развиваемся дальше и в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» в части, нас касающейся принимаем активное участие в создании цифровой платформы инвентаризации, учета и контроля состояния всех видов энергоресурсов и имущественного комплекса Минобороны России. В сентябре 2020 года заместитель Министра обороны России генерал армии Дмитрий Витальевич Булгаков утвердил созданную концепцию цифровой платформы.

Вышестоящим органом военного управления — Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации совместно с крупнейшим российским провайдером цифровых услуг разработана концепция и осуществляются практические шаги по созданию универсальной цифровой платформы.

Учреждение заинтересованно в повышении эффективности сбора данных с приборов учета, расчете расхода коммунальных ресурсов, получении актуальной и достоверной оперативной информации о состоянии обслуживаемых объектов, что позволит снизить риски возникновения технологических сбоев на обслуживаемых объектах и повысит качество их эксплуатационного содержания.

Александр Анатольевич, можно ли уже назвать какие-то итоги отопительного периода и сделать прогнозы на его результаты?

Итоги, даже предварительные, подводить преждевременно. Судя по прогнозам синоптиков, зима может затянуться и преподнести еще немало погодных сюрпризов. Основная задача, которую мы выполняли и продолжаем выполнять — не сбавляя заданных темпов работы успешно завершить отопительный период. К этому есть все предпосылки, несмотря на неизбежные трудности, ситуацию со снабжением энергоресурсами военных городков можно характеризовать как стабильную.

Ну, а дальше будем продолжать трудиться по уже наработанной схеме: подведение итогов проведенного отопительного сезона и планомерная и последовательная работа по подготовке к предстоящему отопительному сезону в намеченных объемах.

3-135-205-146

26 марта 2021
327