Лариса Лазутина поздравила ветерана войны Зою Груздевич с Днем Победы
Первый заместитель председателя Московской областной Думы, депутат от «Единой России» Лариса Лазутина поздравила ветерана Великой Отечественной войны Зою Владимировну Груздевич с наступающим Днем Победы. Парламентарий вручила женщине подарки от губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, главы округа Андрея Иванова и местного отделения «Единой России».
«Зоя Владимировна — удивительная женщина, — сказала Лариса Лазутина. — При общении с ней на душе становится тепло — ее улыбка и жизнелюбие буквально заряжают и наполняют всех вокруг огромной энергией. В канун великого праздника хочется пожелать ей и ее замечательной семье крепкого здоровья, гармонии и радости».
Совсем недавно, 29 апреля, Зое Груздевич исполнилось 98 лет. При общении с ней в это верится с трудом, как и в то, что в годы Великой Отечественной женщина работала на засекреченной и крайне ответственной должности военного цензора в войсках НКВД.
«В девичестве я была Зоей Федоровой — как известная советская киноактриса, — рассказывает ветеран. — Родилась в Курске, но, когда мне было 11 лет, мы с семьей переехали в Улан-Удэ. Там я закончила школу, и поступила в Иркутске в горно-металлургический институт. На фронт ушла в декабре, на втором курсе, даже сессию сдать не успела. Ректор долго не хотел принимать мое заявление, говорил: «Что ты там забыла? Там ребят хватает!». Отвечаю: «А меня не хватает!». Я всегда была очень активной — участвовала в школьной самодеятельности, занималась в спортивных кружках, была комсоргом и пионервожатой. Поэтому сидеть за партой, пока в стране война, просто не могла. Страшно мне не было. Но я и не принимала участие в боях — после учебного центра в Москве меня сразу отправили в военную цензуру. Это сейчас уже можно об этом говорить, а долгие десятилетия моя работа была строго секретной. Чем мы занимались? Читали письма, выявляли шпионов. В день порой приходилось по полторы тысячи обрабатывать. Смена длилась по 16, а то и по 18 часов. Чтобы мы не клевали носом за столом, дежурный нас поливал холодной водой из чайника. Метод радикальный, но эффективный».
День Победы Зоя Груздевич встретила в Иране, где находились советские войска.
«Помню, пришла с ночного дежурства, ложусь спать в нашей общей комнате. Вдруг слышу — стрельба! Выглядываем с девочками в окно, а там ребята в одних кальсонах и рубахах навыпуск стреляют из автоматов в воздух. Спрашиваем: «Что случилось?» А они в один голос: «Победа! Война закончилась, скоро по домам поедем!» — вспоминает ветеран.
Домой Зоя Груздевич попала не скоро — только в 1947 году. Тогда она уже была замужем — с супругом, Кириллом Груздевичем, инженером-полковником ракетных войск, познакомилась в канун нового года в поезде. Свадьбу праздновали в Германии — гуляли два дня всей частью. Какое-то время жили в Астраханской области, где находится ракетный полигон Капустин Яр. По словам Зои Владимировны, они оказались «пионерами» данного полигона и помнят, как там была лишь голая степь и палатки. В Одинцово супруги переехали для продолжения службы в РВСН, и долгие годы работали на Власихе. Зоя Груздевич оставила службу, когда ей было уже под 70 лет, да и то чтобы ухаживать за мужем, перенесшим несколько инфарктов. У ветерана большая семья — два сына, четыре внука и пять правнуков. Дети, правда, по военной стезе не пошли.
«Они на нас насмотрелись и сказали, что даже думать об этом не хотят, — улыбается Зоя Владимировна. — Старший стал инженером-океанологом и сорок лет проплавал на научно-исследовательских судах, исколесил все моря. Младший работает в космической сфере. Шутим, что таким образом наша неугомонная семья побывала везде — под водой, на земле, в небе и в космосе. Мне действительно повезло с родственниками — все помнят, заботятся, звонят, навещают. В мае принимаю гостей по несколько дней. Вообще День Победы для меня — главный жизненный праздник. Ни день рождения, ни новый год я никогда не жду с такой радостью и трепетом».
18-97-9-168