Региональные власти имеют право ограничивать передвижение граждан в период пандемии
В соответствии с Конституцией Российской Федерации за гражданами признаётся право на передвижение. Однако, реализуя это право, им необходимо проявлять «разумную сдержанность» в ситуациях, когда складывается реальная общественная угроза. К таким случаям, безусловно, относится и осложнение эпидемиологической обстановки.
Конституционный суд России отмечает, что ограничение свободы передвижения и ограничение личной свободы — разные понятия. Также в КС обращают внимание на рекомендации ВОЗ, эксперты которой советуют ограничивать контакты между гражданами в период пандемии, в том числе — с помощью карантинных мероприятий и ограничения передвижения.
В случаях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, указывает Конституционный суд. Это должностное лицо — глава региона. Таким образом, принятие мер по ограничению передвижения граждан может приниматься на региональном уровне без нарушения действующего законодательства.
Пример Московской области подтверждает эффективность подобных ограничений. В 2020 году, в разгар первой волны коронавируса, в Подмосковье были предприняты экстренные и эффективные шаги по минимизации опасности для жизни и здоровья граждан. При этом принимаемые меры отличала разумность: жители могли при соблюдении определённых условий посещать магазины, ходить к врачам, выгуливать домашних животных. По мере улучшения эпидемиологической ситуации происходила своевременная поэтапная отменена ограничений.
18-118-32-7