Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ

4 марта 2022 г. Владимир Путин подписал законы о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Новыми статьями установлена ответственность за распространение фейков о действиях армии России, умаление ее авторитета и призывы к введению антироссийских санкций. Наказания за эти деяния предусмотрели суровые. Причем формулировки новых норм дают широкий простор для их применения правоохранительным органам и суду. Поэтому теперь россиянам придется быть осмотрительнее при упоминании о Вооруженных Силах РФ и введении ограничительных мер в отношении нашей страны, российских граждан и организаций. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужно как следует разобраться во введенных нормах и помнить о последствиях опрометчивых высказываний и действий.

Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ)

Статья 207.3 УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Что это значит? Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом согласно судебной практике вся информация, размещенная в Интернете, имеет свойство публичности. Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности, о чем было известно их распространителю. Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения.

За совершение данного преступления максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет. Однако суд может назначить менее суровое наказание: штраф в размере от 700 000 до 1 500 000 руб., исправительные или принудительные работы.

Штраф может увеличиться до 5 000 000 руб., а срок лишения свободы — до 10 лет, если то же деяние совершено: с использованием своего служебного положения; группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; из корыстных побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.

Срок лишения свободы может увеличиться еще больше — до 15 лет, если распространение заведомо ложной информации повлекло тяжкие последствия. К таким последствиям относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, наступление катастрофы, аварии и др.

Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ)

Привлечь к ответственности по ст. 280.3 УК РФ могут в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных в статье целях. Сложность тут заключается в отсутствии единого понимания понятия «дискредитация». Оно впервые использовано в законе, и практика еще не сформировалась. Под дискредитацией принято понимать умышленные действия, направленные на лишение субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа. Следовательно, любые публичные действия граждан, которые совершены умышленно и противоречат официальной позиции Министерства обороны РФ, могут быть расценены как преступление.

Минимальное наказание за такое деяние — штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. Максимальное — лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Штраф увеличится до 1 000 000 руб., как и срок лишения свободы — до 5 лет, если публичные действия повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан или имуществу, привели к массовым беспорядкам, нарушили функционирование объектов жизнеобеспечения или общественной инфраструктуры.

Наступление ответственности по ст. 280.3 УК РФ возможно только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Потому в КоАП РФ введена ст. 20.3.3, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 30 000 руб.

Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юрлиц (ст. 284.2 УК РФ)

Статьей 284.2 УК РФ предусмотрена ответственность для граждан РФ за призыв к осуществлению иностранным государством или международным объединением мер ограничительного характера, а именно за призыв к введению или продлению политических, или экономических санкций в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц.

Минимальным наказанием за данное деяние будет штраф в размере до 500 000 руб., максимальным — лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 200 000 руб.

Уголовная ответственность по ст. 284.2 УК РФ возможна только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное действие в течение года. Поэтому в КоАП РФ введена ст. 20.3.4, которая предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

  1. Уголовная ответственность по ст. 207.3 УК РФ наступает за распространение под видом достоверных ложных фактов об использовании Вооруженных Сил РФ. Гражданину, подозреваемому в данном преступлении, нужно будет доказать, что он не знал о недостоверности распространенных сведений, т. е. их несоответствии официальной информации Минобороны России. При этом есть вероятность, что практика пойдет по пути домыслов. Информация может быть расценена судом как ложная исходя из неких «общедоступных знаний». За этим может последовать вывод о том, что гражданин не мог не знать о ее недостоверности. Такой подход противоречит логике уголовного права, но, пока практика применения новых норм не сформировалась, гражданам следует проявлять осторожность. До распространения сведений необходимо проверить их на достоверность и по возможности все зафиксировать. Кроме того, ответственность предусмотрена за распространение ложной информации в форме утверждения. Следовательно, если в ней есть речевые маркеры, указывающие на то, что сведения получены из недостоверных источников, состав преступления отсутствует. Но опять же, пока не сложилась правоприменительная практика, следует с осторожностью распространять любую информацию о военных операциях российской армии.
  2. Ответственность по ст. 280.3 УК РФ может наступить за любое публичное действие, расцененное как умаляющее авторитет Вооруженных Сил РФ. Фактически даже негативное высказывание о российской армии может быть признано преступным. И имейте в виду: наказать могут за дискредитацию использования российских Вооруженных Сил, как и за распространение фейковых сведений, независимо от того, какую именно военную операцию российской армии гражданин имел в виду.
  3. Ответственность по ст. 284.2 УК РФ возникает, только если человек публично призывает иностранное государство или международное сообщество ввести или продлить антироссийские санкции. Если же он просто высказал свое мнение о необходимости или правомерности примененных санкций, без призывов, то состава преступления не будет.

Граждане, привлеченные к административной ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ и призывы к введению ограничительных мер, в течение последующего года находятся в группе повышенного риска. В таких случаях разумнее прекратить высказывания о российской армии и ограничиться демонстрацией фотографий котиков.

Обратите внимание: под распространением информации в Интернете понимается в том числе предоставление доступа к ранее размещенным публикациям. Поэтому настоятельно рекомендуем удалить из социальных сетей «опасные» записи, сделанные до появления в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях новых статей.

Новые нормы касаются всех граждан, вне зависимости от того, являются ли они журналистами, работают в зарегистрированном СМИ или просто распространяют информацию в социальных сетях или в блогах.

Возбудить административное производство или уголовное дело могут за информацию, распространенную в любом месте и в любом виде. Например, за листовку, объявление на двери подъезда, пост на странице отдельного человека или на официальной странице СМИ в соцсети, за материал в печатном издании, на радио или на телевидении. на ролик на YouTube-канале, пост в Telegram и т. д.

Практика показывает, что за использование слово «война» относительно специальной военной операции на территории Украины могут привлечь к ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ (статья 207.3 УК РФ) и за дискредитацию их использования (статья 20.3.3 КоАП РФ и статья 280.3 УК РФ).

Состояние войны — понятие, которое закреплено в статье 18 Закона «Об обороне». Согласно ей, состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Россию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. Кроме того, состояние войны объявляется соответствующим федеральным законом.

Этот порядок сейчас не был соблюден, состояние войны не было объявлено соответствующими документами, а действия Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины в официальных источниках называются «специальной военной операцией». Отличаются и юридические последствия между «состоянием войны» и иных действий, связанных с применением военной техники.

Этот вопрос уже разъясняется в решениях судов. Так, Ленинский районный суд Перми, который вынес одно из первых решений по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации…»), в своем решении указывал, что война отличается от специальной военной операции своими целями.

В документе говорится, что целями войны является уничтожение государства, народа, отторжение части территории государства, в то время, как цели проводимой специальной операции — «защита людей Донецкой и Луганской народных республик, подвергающихся на протяжении восьми лет геноциду со стороны киевского режима; демилитаризация и денацификация республики Украина; защита интересов Российской Федерации и её граждан; поддержание международного мира и безопасности». Также суд, при помощи толковых словарей сравнил эти понятия по смыслу. «Война» — это борьба между государствами, народами, племенами, классами внутри государства. «Специальная операция» — это координированные военные действия разнородных войск, объединенные единой целью для решения оперативных и стратегических задач.

Таким образом, поскольку состояние войны не было объявлено, за использование термина «война» могут привлечь к ответственности за распространение фейк-ньюс о действиях Вооруженных сил РФ и дискредитацию их использования.

Отметим, что фейком правоприменители считают не только слово «война». Например, в начале апреля СКР завел уголовное дело из-за распространения фейков о массовом убийстве в Буче.

Могут ли привлечь к ответственности за антивоенные лозунги?

Да. Именно за это предусмотрена ответственность по статье 20.3.3 КоАП РФ. И сейчас уже есть подобные случаи. Например, в Красноярске местная жительница получила штраф в 30 тыс. рублей за пацифистскую надпись на снегу. Суд посчитал это дискредитацией действий Вооруженных Сил России.

Могут ли наказать за использование флага Украины?

Использование самого украинского флага или, например, его цветов в одежде на митинге или пикете могут признать дискредитацией использования Вооруженных сил РФ. За это предусмотрена ответственность по статье 20.3.3 КоАП РФ

Кроме того, вполне возможно, что использование флага Украины в СМИ будет восприниматься как солидарность с Украиной и несогласием с использованием Вооруженных сил России на территории этого государства. То есть, это также может быть признано дискредитацией Вооруженных сил РФ.

18-118-28-217

13 июля 2022
892