Московско‑Смоленская транспортная прокуратура разъясняет

Защита прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом регулируется:

  • Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  • Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 810;
  • Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352.

Пассажир имеет право:

  • на оказание услуг надлежащего качества и в сроки, установленные договором;
  • требовать компенсации причиненного ущерба и морального вреда в случае оказания услуг ненадлежащего качества;
  • приобретать проездной документ (билет) на любой поезд дальнего следования и в любой вагон до указанной им железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров;
  • провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте 5 — 7 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;
  • сдавать для перевозки багаж, делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток;
  • продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения, выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен билет, с отметкой об этом в железнодорожной кассе;
  • провозить кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для вагонов с 2-местными купе (СВ) — 50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам;
  • бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами.

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:

  • не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
  • менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета.

Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ производится при предъявлении документа (удостоверяющего личность пассажира), номер которого указан в проездном документе. В других случаях переоформление поездки не производится.

3-149-232-87

17 июня
457