Военный прокурор разъясняет

О судебной практике по вопросу налогообложения денежной компенсации за не предоставленные военнослужащим дополнительные сутки отдыха

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2018 № 22-П признаны неконституционными положения п. п. 1 и 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют однозначно решить вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Этим же Постановлением федеральному законодателю предписано внести в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации необходимые изменения и до их внесения положения указанной правовой нормы не могут служить основанием для налогообложения денежной компенсации за не предоставленные военнослужащим по контракту дополнительные сутки отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Поводом для рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации явился запрос Новочеркасского гарнизонного военного суда, в производстве которого находилось дело по административному исковому заявлению одного из военнослужащих об оспаривании действий Единого расчетного центра Минобороны России, связанных с удержанием НДФЛ из выплаченной ему в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежной компенсации за положенные дополнительные сутки отдыха.

При этом обращено внимание на то, что такая денежная компенсация вместо предоставления военнослужащим дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, связана с прохождением службы за пределами установленного служебного времени, что может свидетельствовать в пользу ее отнесения к облагаемым НДФЛ выплатам, и как таковая во многом сходна с регулируемой трудовым законодательством компенсацией сверхурочной работы оплатой труда в повышенном размере (ст. ст. 149 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем данная компенсация, хотя и выплачивается в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и одновременно с его выплатой, непосредственно в структуру денежного довольствия Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ст. 2) прямо не включена и в отличие от иных компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), относящимся в соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса к заработной плате, она не интегрирована с очевидностью в состав оплаты труда, в отношении которой необходимость налогообложения сомнений не вызывает.

В этом же судебном Постановлении Конституционным Суд Российской Федерации отмечено, что оно не является основанием для возврата удержанных (уплаченных) ранее сумм налога на доходы физических лиц, за исключением возврата по результатам рассмотрения конкретного дела, по которому был запрос Новочеркасского гарнизонного военного суда.

18-218-99-80

3 августа 2018
118