Городская прокуратура информирует
Введена административная ответственность за употребление допинга
Федеральным законом от 01.05.2019 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в ст. 6.18 КоАП РФ.
Так, согласно изменений, по ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей за использование или попытку использования запрещенной субстанции будет нести только спортсмен.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.18 КоАП РФ за распространение запрещенной субстанции, запрещенного метода несет ответственность не только спортсмен, но и тренер, специалист по спортивной медицине или иной специалист в области физической культуры и спорта, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. Ответственность предусмотрена в виде административного штрафа в размере от 40 000 до 80 000 рублей.
Изменения вступили в силу с 12.05.2019.
Гостиницы в многоквартирных домах под запретом
С 01 октября 2019 года Федеральный закон от 15.04.2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» запрещает использовать жилое помещение в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг.
Об ипотечных «каникулах»
В законодательство внесены изменения, предусматривающие обязанность кредитора предоставить льготный период по ипотеке заемщику, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Федеральным законом от 01.05.2019 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» с 31.07.2019 вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика.
Так, Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» дополнен статьей 6.1-1, которой урегулированы условия, при которых гражданин, который взял ипотеку для личных нужд, сможет в любое время ее действия потребовать от банка приостановить исполнение своих обязательств или уменьшить размер платежей.
Под трудной жизненной ситуацией закон понимает любое из следующих обстоятельств:
1) регистрация заемщика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
2) признание заемщика инвалидом и установление ему федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы I или II группы инвалидности;
3) временная нетрудоспособность заемщика сроком более 2 месяцев подряд;
4) снижение среднемесячного дохода заемщика, более чем на 30 процентов, при этом размер среднемесячных выплат по кредитному договору договора за 6 месяцев, следующих за месяцем обращения заемщика, превышает половину среднемесячного дохода заемщика;
5) увеличение количества лиц, находящихся на иждивении у заемщика, с одновременным снижением среднемесячного дохода заемщика, более чем на 20%, при этом размер среднемесячных выплат превышает 40% от среднемесячного дохода заемщика.
При наличии указанных обстоятельств заемщик вправе направить кредитору требование, которое должно содержать:
- указание на приостановление исполнения своих обязательств по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, либо указание на размер платежей, уплачиваемых заемщиком в течение льготного периода;
- указание на обстоятельство (обстоятельства) из числа обстоятельств, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации.
Заемщик вправе определить длительность льготного периода не более 6 месяцев, а также дату начала льготного периода. В случае, если заемщик в своем требовании не определил длительность льготного периода, а также дату начала льготного периода, льготный период считается равным 6 месяцам, а датой начала льготного периода — дата направления требования заемщика кредитору.
Кредитор в срок, не превышающий 5 рабочих дней, обязан рассмотреть требование заемщика и в случае его соответствия закону сообщить заемщику об изменении условий кредитного договора (договора займа), направив ему уведомление.
Одинцовской городской прокуратурой Московской области утверждено обвинительное заключение по обвинению Кукоровой М.В., Наместниковой Л.М., Наместникова И.В. в совершении ими восьми преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159.1 УК РФ, то есть мошенничество в сфере кредитования, то есть хищение денежных средств заемщиком путем предоставления банку заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
Расследованием уголовного дела установлено, что Кукорова М.В., Наместникова Л.М., Наместников И.В. действуя группой лиц по предварительному сговору, имея умысел на хищение денежных средств путем обмана, принадлежащих Банку «Возрождение» (ПАО), действуя от имени ООО «Серебряный родник», ООО «Идеал», ООО «Круг», ООО «Лидер», ООО «Мастер», ООО «Оптима Плюс», ООО «Оригинал» заключили с указанным Банком, в лице управляющего Одинцовским филиалом Орешниковой Е.И., расположенным по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 16 ряд кредитных договоров, согласно условий которых указанным организациям открывались кредитные линии с лимитом задолженности в сумме 50 000 000 рублей, предоставив при этом необходимую для принятия решения об одобрении кредита фиктивную бухгалтерскую отчетность, не отражающую действительное хозяйственное положение организаций, введя таким образом, руководство указанного банка в заблуждение относительно своих истинных преступных намерений.
Далее, Кукорова М.В., Наместникова Л.М. и Наместников И.В., не имея намерений и реальной возможности погашать кредит, получив в рамках названного кредитного договора денежные средства, путем их зачисления на счета ООО «Серебряный родник», ООО «Идеал», ООО «Круг», ООО «Лидер», ООО «Мастер», ООО «Оптима Плюс», ООО «Оригинал», похитили и распорядились ими по своему усмотрению, причинив тем самым Банку материальный ущерб в особо крупном размере.
Уголовное дело направлено в Одинцовский городской суд для рассмотрения по существу.
Одинцовской городской прокуратурой утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Царева А.С. обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, а именно умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Предварительным расследование установлено, что Царев А.С., 10.11.2018, примерно в 04 часа 31 минуту, находясь около входа в магазин «Пивная бочка», расположенного на первом этаже дома 119 Б по ул. Можайское шоссе г. Одинцово Московской области, на почве внезапно возникших неприязненных отношений к ранее не знакомому Волентир С., вступил в словесный конфликт с последним, перешедший в последующем в драку. В ходе которой Волентир С. и Царев А.С. переместились на 7 метров от входа в магазин, на проезжую часть Можайского шоссе, при этом Волентир С. первым нанес Цареву А.С. не менее трех ударов кулаком руки по голове и телу, причинив телесные повреждения, согласно заключения судебно – медицинского эксперта № 756 от 24.04.2019 в виде кровоподтеков в области обоих предплечий, ссадины в области левой голени, которые в совокупности и каждое повреждение по отдельности, не были опасными для жизни, не повлекли за собой стойкой утраты общей трудоспособности, не вызвали кратковременного расстройства здоровья и поэтому не расцениваются как вред здоровью. От полученных ударов Царев А.С. упал, и, поднявшись, у последнего возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в указанные время и месте, во исполнении которого, Царев А.С., имеющимся при нем неустановленным следствием ножом, применяя его, как предмет, используемый в качестве оружия, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и желая наступления данных последствий, умышленно, нанес один удар в правую половину живота Волентир С., причинив тем самым телесное повреждение которое согласно заключения судебно – медицинского эксперта было опасным для жизни и по этому признаку квалифицируется, как тяжкий вред здоровью.
Работа правоохранительных органов по противодействию преступлений указанной категории на территории Одинцовского муниципального района Московской области будет продолжена.
Одинцовской городской прокуратурой утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Ниязова Б.И. обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а,б» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ, а именно хищение чужого имущества.
Предварительным расследование установлено, что Ниязов Б.И. действуя совместно и согласованно, с неустановленными следствием лицами, имея умысел на совершение тайного хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений, с целью извлечения для себя материальной выгоды, в период времени с 23 часов 00 минут 23.05.2018 по 03 часа 18 минут 24.05.2018, более точное время следствием не установлено, подошли к складской площадке, огороженной забором и въездными воротами, оборудованными замком, расположенной по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Западная, д.11А, где убедившись, что за их действиями никто не наблюдает, то есть они носят тайный характер, путем повреждения ограждения, незаконно проникли на территорию складской площадки, оборудованной для хранения имущества ООО «ГК Кабель-Трейд», откуда тайно похитили 71 метр кабеля ВВГнг FRLS-1 5*50 - барабан 247183/14 стоимостью 463,05 рублей за 1 метр, общей стоимостью 32876,55 рубле; 59 метров кабеля ВВГнг FRLS-1 5*150 - барабан 226677/18 стоимостью 2261,40 рублей за один метр, общей стоимостью 133422,60 рублей; 55 метров кабеля ВВГнг 5*150 - барабан 15141/16 стоимостью 1289,75 рублей за 1 метр, общей стоимостью 70936,25 рублей, а всего имущества на общую сумму 237235,40 рублей, принадлежащий ООО «ГК Кабель-Трейд». После чего, Ниязов Б.И. совместно с неустановленными следствием лицами, с места совершения преступления скрылись, распорядившись им по своему усмотрению, причинив ООО «ГК Кабель-Трейд» ущерб на общую сумму 237235,40 рублей.
Он же (Ниязов Б.И.) действуя совместно и согласованно, с неустановленными следствием лицами, имея умысел на совершение тайного хищения чужого имущества группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений, с целью извлечения для себя материальной выгоды, в период времени с 01 часа 00 минут по 04 часа 51 минуту 31.05.2018 более точное время следствием не установлено, подошли к складской площадке, огороженной забором и въездными воротами, оборудованными замком, расположенной по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Западная, д.11А, где убедившись, что за их действиями никто не наблюдает, то есть они носят тайный характер, путем повреждения ограждения, незаконно проникли на территорию складской площадки, оборудованной для хранения имущества ООО «ГК Кабель-Трейд», откуда тайно похитили 122 метра кабеля ВВГнг FRLS 5*150 - барабан 226480 стоимостью 2109,71 рублей за 1 метр, общей стоимостью 257384,62 рублей; 340 метров кабеля ВВГнг FRLS-1 5*50 - барабан 247105 стоимостью 598,00 рублей за 1 метр, общей стоимостью 203320 рублей, а всего имущества на общую сумму 460704,62 рублей. После чего, Ниязов Б.И. совместно с неустановленными следствием лицами, с места совершения преступления скрылись, распорядившись им по своему усмотрению, причинив ООО «ГК Кабель-Трейд» ущерб в крупном размере на общую сумму 460704,62 рублей.
Работа правоохранительных органов по противодействию преступлений указанной категории на территории Одинцовского муниципального района Московской области будет продолжена.
«Работники вправе проходить диспансеризацию вне рабочего времени»
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 № 440 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрена возможность прохождения работниками в рамках проведения профилактических мероприятий профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе, в вечерние часы и выходной день – субботу, а также возможность дистанционной записи на медицинское обследование.
Одновременно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья возлагается обязанность организовать указанные мероприятия.
При этом за работниками сохраняется право выбора времени прохождения медицинских осмотров, диспансеризации. В случае прохождения медицинских осмотров, диспансеризации в рабочее время, работодатели в порядке ст. 185.1 Трудового кодекса РФ на основании письменного заявления работников обязаны их освободить в этот день от работы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Изменения порядка прохождения диспансеризации вступили в силу с 24.04.2019.
«Новые правила индексации пенсий»
Федеральным законом от 01.04.2019 № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» индексируются пенсии сверх прожиточного минимума пенсионера.
Так, каждая новая индексация увеличивает размер пенсии и пропорционально уменьшает размер социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера.
Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты) в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
Кроме того, Законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).
Фактически данные изменения гарантирует, что все российские пенсионеры будут получать пенсию выше прожиточного минимума.
При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.
«Оплату за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни нельзя включать в МРОТ»
Конституционным Судом Российской Федерации в своем постановлении от 11.04.2019 № 17-П разъяснено, что в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, не включаются повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Суд отметил, что повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не может включаться в состав ежемесячной заработной платы, так как такой режим работы не является регулярным, за исключением приема работника для работы в ночное время.
Напоминаем, что за установление работодателем заработной платы ниже минимального размера оплаты труда ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
«Для потребителей расширен перечень способов подачи обращений в уполномоченные органы за защитой своих прав»
Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Теперь обращения потребителями могут быть направлены в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления.
Обращение может быть направлено по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, может быть принято при личном приеме заявителя.
Также установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей. На Роспотребнадзор возлагаются полномочия по утверждению методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей.
В многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг могут осуществляться прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
«Ужесточена административная ответственность за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов»
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми увеличены размеры штрафных санкций, налагаемых на должностных и юридических лиц за совершение нарушений в области охраны водных объектов.
Так, в случае нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, должностные лица теперь могут быть подвергнуты по ст. 8.13 КоАП РФ к штрафу в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, юридические лица - от 80 тыс. до 100 тыс. рублей.
Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществлении молевого сплава древесины либо нарушении установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наказание на должностных лица в виде штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, на юридических лиц - от 100 тыс. до 120 тыс. рублей.
Аналогичные суммы штрафных санкций установлены за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
«Об установлении административной ответственности за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»
Федеральным законом от 18.03.2019 № 29-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (начало действия с 29.03.2019).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнен ст. 8.32.3, часть 1 которой устанавливает административную ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. Санкцией данной нормы предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 25 тыс. рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 150 тыс. до 250 тыс. рублей.
Частью 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо чрезвычайной ситуации. Санкцией данной части статьи предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тыс. до 40 тыс. рублей; на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 50 тыс. до 70 тыс. рублей; на юридических лиц – от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.
Дела об административных правонарушениях по ст. 8.32.3 КоАП РФ будут рассматриваться органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
«О введении ответственности за мелкое хулиганство в сети Интернет»
Федеральным законом № 28-ФЗ от 18.03.2019 введена административная ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.
Данное правонарушение предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ). За повторное совершение аналогичного правонарушения установлен административный арест сроком до пятнадцати суток (ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ).
При привлечении лица к административной ответственности, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз, размер штрафа составит от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административный арест сроком до пятнадцати суток (ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ). Составление протоколов об указанных административных правонарушениях отнесено к полномочиям сотрудников полиции, а рассмотрение таких протоколов - к компетенции судей.
Кроме того, ст. 20.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 указанной статьи, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры.
«Правовые методы защиты прав дольщиков»
Федеральным законом № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены способы защиты прав дольщиков»
Так, если застройщиком задерживается ввод дома в эксплуатацию, не принимаются меры на получение необходимого для этого разрешения, дольщик в праве в зависимости от степени готовности дома, фактической передачи ему объекта долевого строительства и иных обстоятельств, требовать, в частности, признания в судебном порядке: права собственности на объект недвижимости, права собственности на объект незавершенного строительства; права на долю в обще долевой собственности.
Также по требованию дольщика сделка с застройщиком может быть признана недействительной, если денежные средства привлекались лицом, не имеющим на это права или с нарушением установленного порядка. В данном случае дольщику необходимо потребовать возврата выплаченных средств, а также процентов в двукратном размере и возмещения причиненного ущерба.
Законодательством на застройщика возложена обязанность по уплате неустойки (пени) в следующих случаях: если застройщиком нарушены сроки передачи объекта строительства, при этом не согласованы изменения условия договора об участии в долевом строительстве в части сроков сдачи объекта; нарушены сроки устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства.
В ст. 9 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 установлены обстоятельства, по которым дольщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях, если: застройщик нарушил требования к качеству объекта строительства или не устранил недостатки в строительстве в разумный срок; срок передачи объекта долевого строительства нарушен более чем на два месяца; застройщик не уведомил дольщика о прекращении договора поручительства и (или) не заключил новый договор поручительства.
Кроме того, договор долевого участия может быть расторгнут в судебном порядке в случаях, если: объект долевого строительства не передан дольщику в установленный срок; существенно изменена проектная документация, изменилось назначение общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав объекта долевого строительства.
При расторжении договора застройщик обязан вернуть уплаченную дольщиком в счет цены договора денежную сумму, а также уплатить проценты на эту сумму в двойном размере.
«О правилах пожарной безопасности в лесах. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах»
Ежегодно на территории Российской Федерации значительный ущерб лесам причиняется пожарами. По статистике основной причиной лесных пожаров является неосторожное обращение людей с огнем.
В соответствии с требованиями ст.ст. 1, 51, 53 Лесного кодекса РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов действующего лесного законодательства. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.
В соответствии с указанными Правилами в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова категорически запрещается:
- засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
- разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
Кроме того, в соответствии с пунктом 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в пожароопасный сезон органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 17(1) указанных Правил на правообладателей земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений возложена обязанность производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии со ст. 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 200 тыс. руб.; в условиях особого противопожарного режима - на граждан в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в условиях особого противопожарного режима согласно ч. 2 ст. 20.4 Кодекса влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 15 до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 до 400 тыс. руб.
Также законодателем предусмотрена уголовная ответственность:
Статья 261 Уголовного кодекса РФ за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 200 до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного 1 до 2 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Те же деяния, причинившие крупный ущерб (когда стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, превышает 50 тысяч рублей) влекут наложение штрафа в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Законодательством об охране окружающей среды также предусмотрена имущественная ответственность. Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
3-16-69-243