Городской прокурор информирует

«Введена уголовная ответственность за заведомо ложное экспертное заключение, послужившее основанием для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела»

Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 13 декабря 2019 года, устранен пробел правового регулирования от возможных злоупотреблений со стороны экспертов и специалистов, познания которых используются при установлении данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления.

Возбуждение уголовного дела в целом ряде случаев напрямую обусловлено результатами экспертных исследований. Так, выводы экспертизы имеют определяющее значение для правильного разрешения сообщений о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов. Экспертиза позволяет установить наличие признаков насильственной смерти при обнаружении трупа, признаков ряда экономических преступлений.

При проведении проверки по сообщению о преступлении заведомо ложное заключение или показания эксперта, заведомо ложные показания специалиста имеют общественную опасность, поскольку создают условия как для необоснованного уголовного преследования невиновных, так и незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, нарушая право потерпевшего на доступ к правосудию.

Однако уголовная ответственность указанных лиц за такие деяния ранее не была предусмотрена.

С принятием данного федерального закона действие ст. 307 УК РФ «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» распространено на все стадии досудебного производства.


Городской прокуратурой произведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при трудоустройстве бывших государственных гражданских служащих.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверкой установлено, что указанные требования повсеместно нарушаются.

В частности, проверкой выявлены факты приема на работу в организациях Одинцовского городского округа бывших сотрудников межрайонной ИФНС России №1 по Республике Марий Эл, межрайонной инспекции ФНС №47 по городу Москве, межрайонной инспекции ФНС №22 по Московской области, 10 батальона 1 полка ДПС (северный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, ИФНС России №34 по г. Москве, Федеральной налоговой службы №14 по городу Москве, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций по Центральному федеральному округу, ИФНС России по Промышленному району города Самары.

По результатам проверки городской прокуратурой в отношении виновных лиц вынесено 13 постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых судами применены штрафные санкции на общую сумму 570 тысяч рублей.


Распоряжением Правительства РФ №91-р от 24.01.2020 внесены изменения в перечень государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии соглашения, указанного в статье 15 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц).

Указанным распоряжением в перечень подобных услуг включено предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.


«Определен порядок рассмотрения споров о подследственности на досудебной стадии уголовного судопроизводства»

Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым на прокурора возложили полномочия требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных не только при производстве дознания или предварительного следствия, как устанавливалось в ранее действующей редакции, но и при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Указанные изменения повлекли за собой возложение дополнительной обязанности на органы, наделенные полномочиями по проведению доследственных проверок по сообщениям о преступлениях, направлять прокурору в течение 24 часов с момента вынесения копию постановления о передаче сообщения по подследственности в другой правоохранительный орган, а по уголовным делам частного обвинения - в суд (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

При этом статья 145 УПК РФ дополнена частью четвертой, в которой регламентированы сроки рассмотрения прокурором споров о передаче сообщений о преступлениях по подследственности тремя сутками с момента поступления соответствующего обращения.

Указанный федеральный закон вступил в законную силу с 08.01.2020.


23 января 2020 года Одинцовским городским судом Московской области постановлен приговор в отношении ранее не судимого гражданина Азербайджана, 1993 года рождения, имеющего вид на жительство в РФ, обвиняемого в совершении осуществления банковских операций без регистрации и специального разрешения, связанного с извлечением дохода в особо крупном размере, а именно в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 172 УК РФ.

Судом установлено, что Шаломон Ильяс Романович в период времени с 29.03.0218 по 06.12.2018 в операционной кассе вне кассового узла «Одинцово» Московского филиала ПАО «АК Банк» по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе д.8, в нарушение федерального законодательства в банковской сфере, не имея обязательного для осуществления банковской деятельности разрешения Центрального банка РФ, осуществил банковские операции по купле-продаже иностранной валюты в наличной форме, получив незаконный преступный доход в сумме 20 748 000 рублей, что является особо крупным размером.

Приговор был постановлен на основе признания вины подсудимым, в так называемом «особом» порядке принятия судебного решения, когда судом исследуются лишь данные о личности подсудимого, без исследования доказательств.

Так судом были учтены данные о личности Шаломона И.Р., а именно судом при назначении наказания учтены смягчающие наказание обстоятельства, а именно то, что он признал полностью свою вину, имеет на иждивении родителей, страдающими заболеваниями.

Назначая наказание в виде реального лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, со штрафом в сумме 400 000 рублей суд учел прямое влияние назначенного наказания на исправление подсудимого, а также фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности.

Уголовное дело расследовано СЧ ГСУ России по Московской области. Поддержание государственного обвинения в суде осуществляла старший помощник Одинцовского городского прокурора Петровская Е.Л.


«Правовые последствия для граждан, решивших выступить поручителями по кредитным договорам»

В силу п. 1 ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В договоре поручительства на стороне поручителя может быть одно или несколько лиц. Лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства.

Сопоручителей (лиц одновременно и совместно давших поручительство и отвечающих перед кредитором как солидарные должники), необходимо отличать от лиц, независимо друг от друга поручившихся за одного и того же должника по разным договорам поручительства. Последние несут ответственность перед кредитором отдельно друг от друга, но каждый из них несет с должником солидарную (по общему правилу) ответственность перед кредитором по обеспеченному обязательству. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства, обеспеченного поручительством нескольких лиц по разным договорам поручительства, кредитор вправе предъявить советующие требования к любому из поручителей. Каких-либо правоотношений между поручителями в этом случае не возникает.

Объем прав, переходящих к поручителю, предусмотрен п. 1 ст. 365 ГК РФ, в соответствии с которой к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.

Согласно положениям гражданского законодательства, поручитель не может быть признан кредитором по отношению к другому поручителю. Для определения меры ответственности должника и поручителя необходимо определение того обстоятельства, являются ли лица, заключившие договоры поручительства с банком, сопоручителями, какова доля каждого в обеспечении обязательства. Лица, совместно давшие поручительство, отвечают солидарно, если иное (ответственность в долях) не предусмотрено договором поручительства.

Суд квалифицирует поручительство нескольких лиц как совместное, если будет установлено наличие соответствующего волеизъявления указанных лиц, направленного именно на совместное обеспечение обязательства (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2015 №18-КГ15-164).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2012 № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством» указано, что если несколько поручительств были даны по различным договорам поручительства раздельно друг от друга, то исполнение, произведенное одним из поручителей, влечет за собой переход к нему всех прав, принадлежавших кредитору, в том числе и обеспечивающих обязательство требований к каждому из других поручителей о солидарном с должником исполнении обеспеченного обязательства.


«Размер процентов по потребительским кредитам будет ограничен»

С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в законодательстве о потребительском кредитовании. В соответствии с новыми требованиями банкам и микрофинансовым организациям запрещается начислять проценты по договору потребительского кредитования после того, как они достигнут полуторакратной суммы кредита.

Данный запрет касается не только процентов, начисляемых на базовую сумму кредита, но и неустойки, других договорных мер ответственности, а также платежей за услуги, которые кредитор оказывает за отдельную плату.

Запрет распространяется на договоры потребительского кредита или займа, срок возврата денежных средств по которым не превышает одного года.

Указанное условие должно быть отражено на первой странице договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа).

Отсутствие указанного условия в тексте договора образует в действиях кредитора состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).


«О некоторых изменениях, внесенных в Трудовой кодекс РФ».

С 01.01.2020 вступили в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ.

При оформлении трудоустройства работнику предоставлено право на предоставление работодателю вместо трудовой книжки сведений о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.

Введена ст. 66, согласно которой работодатель должен формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная настоящим Кодексом, иным федеральным законом информация.

В случаях, установленных настоящим Кодексом, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен ее. Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также для исчисления трудового стажа работника, внесения записей в его трудовую книжку (в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом на работника ведется трудовая книжка) и осуществления других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности: у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);

в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом;

в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Работодатель обязан предоставить работнику (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом на работника ведется трудовая книжка) сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя), поданном в письменной форме или направленном в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя: в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления; при увольнении в день прекращения трудового договора.

В случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

В последний день работы (день увольнения) работодателю предоставлена возможность выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя.

18-218-99-80

19 февраля 2020
238