Муниципальный лесной контроль
С 1 июля 2021 г. вступают в силу изменения, внесённые в Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений».
Указанный федеральный закон предусматривает создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) лесного комплекса для ведения государственного лесного реестра. Вводится фотофиксация мероприятий по сохранению лесов с передачей координат и времени их проведения. В системе будут размещаться отчеты об использовании лесов для заготовки древесины, акты лесопатологического исследования, отчеты о балансе древесины, отчеты о древесине и продукции из нее.
Предусмотрено оформление электронных сопроводительных документов. На сайте оператора системы, будет размещена публичная лесная карта, в которой будут отражаться данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Вводится административное обследование лесов.
Муниципальный лесной контроль — деятельность органов местного самоуправления Одинцовского городского округа Московской области, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований лесного законодательства, установленных муниципальными правовыми актами Одинцовского городского округа Московской области, а также требований, установленных федеральными законами, законами Московской области, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения на территории Одинцовского городского округа Московской области, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — муниципальный контроль).
Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение лицами, в отношении которых исполняется муниципальная функция, требований лесного законодательства, в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, находящихся в муниципальной собственности Одинцовского городского округа, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, Московской области и муниципальными правовыми актами предусмотрена административная ответственность (далее — обязательные требования).
Объектом муниципального лесного контроля являются лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности Одинцовского городского округа Московской области.
Органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальный лесной контроль, является Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее — орган муниципального контроля) в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в лице отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального земельного контроля, сельского хозяйства и экологии (далее — орган муниципального контроля).
Орган муниципального контроля расположен по адресу: 143009, Московская область, Одинцовский городской округ, город Одинцово, ул.Маршала Жукова, д. 28.
Официальный сайт Одинцовского городского округа Московской области в сети Интернет: http://www.odin.ru.
Адрес электронной почты Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее — Администрация) в сети Интернет: adm@odin.ru.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального лесного контроля на территории Одинцовского городского округа Московской области.
Муниципальный контроль осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
- Федеральным законом от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 №636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415 «О правилах формирования и ведения реестра проверок»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 №1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 №323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрение, уведомления об исполнении такого предостережения»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 №724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Законом Московской области от 05.10.2006 №164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан»;
- Законом Московской области от 04.05.2016 №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных нарушениях»;
- Уставом Одинцовского городского округа Московской области;
- Положением о муниципальном контроле на территории Одинцовского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 30.01.2020 №4/14.
Комментарии о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования
Лесопользование
1. С 1 января 2021 г.вводятся правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Приказ Минприроды России от 10.07.2020 №434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 №61129.
Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель — земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.
Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.
В приложении приведены случаи использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
2. С 1 января 2021 г.вступает в силу новый порядок учета древесины
Постановление Правительства РФ от 23.11.2020 №1898 «Об утверждении Правил учета древесины»
Утвержденные Правила устанавливают порядок учета древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, до ее вывоза из леса.
Учет древесины осуществляется:
- юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса РФ на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, — в отношении древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Учет древесины включает:
- определение объема древесины;
- определение видового (породного) и сортиментного состава древесины;
- фиксацию результатов определения объема древесины и видового (породного) и сортиментного состава древесины.
- Постановление действует до 1 января 2027 г.
Аналогичное Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 №1525 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 №1132.
3. С 1 января 2021 года вступают в силу правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых
Приказ Минприроды России от 07.07.2020 №417 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута» Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2020 №61130.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются:
- сведения о заявителе;
- местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.
- Уполномоченные органы получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица;
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица;
- сведения о наличии лицензии на пользование недрами, государственного задания или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.
Заявление рассматривается в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган.
Использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Приводится перечень случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
4. С 1 января 2021 года вступают в силу формы типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками
Приказ Минприроды России от 10.07.2020 №435 «Об утверждении типовых договоров безвозмездного пользования лесными участками» Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 №61060.
Утверждены следующие формы типовых договоров безвозмездного пользования лесным участком:
- для ведения сельского хозяйства;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
- для осуществления религиозной деятельности.
Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, в том числе предусматривающий осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов.
Приказ действует до 1 января 2027 года.
5. С 1 января 2021 г.устанавливаются требования к лесоразведению
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 №541 «Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки» Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 №61095.
Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий (землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, землях особо охраняемых территорий и объектов, землях водного фонда, землях запаса), на которых ранее не произрастали леса, в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях.
Лесоразведение осуществляется:
- лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов;
- лицами, осуществляющими строительство зданий, строений, сооружений в границах лесопарковых зеленых поясов либо ходатайствующими об изменении их границ, в том числе в целях перевода земель лесного фонда, включенных в состав лесопарковых зеленых поясов, в земли иных категорий;
- правообладателями земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда, земель запаса, в рамках осуществления работ в целях охраны таких земель;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках осуществления мероприятий по лесоразведению.
Работы по лесоразведению осуществляются путем создания искусственных лесных насаждений: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.и действует до 1 января 2027г.
6. С 1 января 2021 г.вступают в силу Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов
Приказ Минприроды России от 05.08.2020 №564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов» Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 №61090.
Установление таких особенностей предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 №538-ФЗ.
В частности, в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.
В целях предупреждения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются проведение выборочных санитарных рубок, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Приказ действует до 1 января 2027 г.
7. Определены основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
Приказ Минприроды России от 05.08.2020 №565 «Об утверждении Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 №61050.
Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Объекты лесной инфраструктуры некапитального строительства не проектируются.
На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в области лесных отношений планируют создание объектов лесной инфраструктуры в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств. Планирование создания объектов лесной инфраструктуры осуществляется путем закупок проектной документации и закупок услуг на ее реализацию по утвержденным планам-графикам в соответствии с законодательством о контрактной системе.
На лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, мероприятия по созданию новых объектов лесной инфраструктуры и содержанию существующих объектов лесной инфраструктуры осуществляют государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества на основании государственного задания или государственного (муниципального) контракта.
Порядок является обязательным для органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах их полномочий мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также для лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2021 и действует до 01.01.2027.
Обобщения практики муниципального контроля
Порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц Администрации при осуществлении муниципального контроля
Заявитель вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать действия (бездействие) и решения, принятые в ходе осуществления муниципального контроля должностными лицами органа муниципального контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель вправе обратиться к руководству органа муниципального контроля, устно в ходе личного приема, письменно на почтовый адрес: Московская область, Одинцовский городской округ, город Одинцово, ул.Маршала Жукова, д. 28, или в форме электронного документа на адрес электронной почты: adm@odin.ru, указанные на Интернет-сайте http://www.odin.ru, с жалобой на решения, действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, в ходе проведения проверок.
В жалобе в обязательном порядке указываются:
- фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (наименование юридического лица), подающего жалобу;
- почтовый адрес (в случае направления жалобы в форме электронного документа — адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа), по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
- должность, фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;
- суть нарушения прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);
- сведения о способе информирования заявителя о принятых мерах по результатам рассмотрения его жалобы;
- личная подпись заявителя в случае направления жалобы в письменной форме.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе соответствующие документы либо их копии.
Заявитель имеет право получить, а должностные лица органа муниципального контроля обязаны ему предоставить информацию, документы и материалы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы.
Заявитель может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля перед руководством органа муниципального контроля.
Поступившую в Администрацию жалобу запрещается направлять на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
Заявитель может также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы и подготовка ответа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ.
Жалобы заявителя подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с даты поступления в Администрацию. Срок рассмотрения жалобы заявителя не должен превышать тридцати дней с момента регистрации жалобы.
Ответ на жалобу направляется по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанному в жалобе заявителя.
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
- признаются правомерными решения, действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля и отказывается в удовлетворении жалобы;
- признаются решения, действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля неправомерными и выносится решение о привлечении должностного лица к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определяются меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений либо условий, способствующих совершению подобных действий (бездействию), в ходе административных действий, предусмотренных регламентом.
Действия по исполнению решения должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.
Планы проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в рамках осуществления муниципального лесного контроля на территории Одинцовского городского округа Московской области
Статистика осуществления муниципального лесного контроля на территории Одинцовского городского округа Московской области
Уведомления о проведении внеплановых проверок