20 мая в Красноярске состоялось пленарное заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека
Подмосковный омбудсмен приняла участие в мероприятии в формате видеоконференцсвязи, поделившись опытом пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации в Московской области. Центральной темой доклада стали проблемы осужденных женщин, их дальнейшая ресоциализация и недопущение рецидивов.
Женщины в местах лишения свободы являются уязвимой группой лиц со своей спецификой. Они отличаются эмоциональной нестабильностью, больше подвергаются отрицательному влиянию, чаще сохраняют антиобщественные привычки и взгляды. Поэтому проводимая в исправительном учреждении работа с осужденными — лишь начало процесса социальной адаптации, которая в большей степени должна продолжаться после освобождения.
В России отбывают наказание почти 30 тысяч женщин — это 7,9% от общего числа осужденных. На территории Московской области функционируют две женские исправительные колонии. В рамках исследования темы была посещена исправительная колония № 5 УФСИН России по Московской области в Можайске. При учреждении организован дом ребенка — это важно, потому что их отсутствие нарушает право отбывать наказание по месту жительства, вынуждая направлять женщину в другой регион. Кроме того, оказывается содействие получению профессионального и высшего образования, помощь в дальнейшем трудоустройстве. Принятие конкретных мер экономического стимулирования работодателей послужило бы скорейшей реинтеграции освободившихся лиц в обществе.
Еще одной немаловажной проблемой является обеспечение освободившихся из мест лишения свободы лиц жильем. Право на жилище — конституционное право, недопустимое для ограничения. Наличие жилья и регистрации позволит человеку в полном объеме пользоваться медицинской и социальной помощью.
Комментарий Екатерины Семёновой, Уполномоченного по правам человека в Московской области:
— Общество не заинтересовано принимать в свои ряды бывшего преступника: работодатели находят отговорки, родственники отказывают в поддержке и зачастую осужденные остаются и без крыши над головой, и без возможности себя защитить в условиях новой жизни. Треть всех преступлений совершается в порядке рецидива, Московская область — не исключение.
Мы провели мониторинг соблюдения прав лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и проживающих на территории Московской области на получение помощи в соответствии с законодательством, провели в аппарате круглый стол по данной проблематике. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о трудностях и проблемах.
Это отсутствие единого комплексного подхода в работе по социальной адаптации, отсутствие актуального учета информации о необходимой помощи, отсутствие процесса обмена информацией между учреждениями УИС с субъектами профилактики правонарушений. Профилактические мероприятия осуществляются только при личном обращении лиц, не предусмотрены налоговые льготы для работодателей, которые трудоустраивают освободившихся, отсутствуют ясность в разработке законодательства, регламентирующего работу по ресоциализации и единая служба пробации для бывших осужденных.
В настоящее время Министерством юстиции ведется подготовка проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации». Я предлагаю включить в состав рабочей группы как представителей федерального Уполномоченного, так и региональных Уполномоченных по правам человека, которые привнесут много полезной информации на основе практики с мест.
3-14-249-124