Резолюция по итогам круглого стола Комитета по экологии и пр-пользованию Мос. обл. Думы и Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов ОП МО

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам совместного круглого стола Комитета по экологии и
природопользованию Московской областной Думы и Комиссии по
экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты
Московской области на тему «Запрет на массовый запуск в небо гелиевых
воздушных шариков»

 

г. Красногорск,                                                                                      18.05.2021

Дом Правительства Московской области, Бульвар Строителей, д.1

В работе круглого стола на тему «Запрет на массовый запуск в небо гелиевых воздушных шариков» приняли участие депутаты Московской областной Думы, члены Общественной палаты Московской области, представители Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства образования Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», общеобразовательных организаций Московской области, экспертного сообщества.

Участники круглого стола обсудили следующие вопросы:

воздействие на экологию в результате запуска в небо гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков;

пути решения проблем, связанных запуском в небо гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков.

В ходе обсуждения вопросов участниками круглого стола отмечено следующее.

Ежегодно в России на массовых мероприятиях федерального, регионального и местного значения в небо запускаются миллионы воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков. В результате бесконтрольного запуска при благоприятных погодных условиях полет шариков может длиться около 14 часов. Остатки латекса и резины становятся мусором, который никто не утилизирует и не убирает. Экологи по всему миру все чаще фиксируют случаи гибели животных от съеденного латекса, полиэтилена или других видов отходов.

Несколько сотен ученых в совместном исследовании экологической ситуации на нашей планете отнесли воздушные шары к одной из основных угроз морским млекопитающим, морским птицам и черепахам, дельфинам и даже китам. Проглатывание остатков шариков, запутывание в веревках и шнурах, которыми их завязывают, приводит к мучительной гибели животных.

Материал, из которого изготовляют шары - латекс, в который также могут входить токсичные вещества. При правильной утилизации требуется четыре года для его полного распада. Находясь рядом с другими отходам он перекрывает доступ воздуха, что значительно увеличивает срок их естественного разрушения. Так называемые биоразлагаемые шары также разлагаются в течение нескольких лет. Срок разложения капроновой тесьмы, которой перевязываются такие украшения, составляет 100 лет. Фольгированные шары вообще не подвержены разложению. Попадая на линии электропередач, они могут вызвать замыкание или возгорание. Так, в 2018 году 33 600 жителей г. Якутска остались без электричества, причиной отключения которого стал воздушный шарик с фольгированными лентами. В Великобритании в 2018 году воздушные шары стали причиной 619 задержек движения поездов на железных дорогах. Ущерб, нанесенный этими инцидентами, оценивают в 5 тысяч фунтов стерлингов.

Еще большую опасность для окружающей среды представляют шары со светодиодами на батарейках, которые при неправильной утилизации становятся ядовитыми отходами II класса опасности (высокоопасные отходы).

Серьезную опасность представляют и небесные («китайские») фонарики с проволочным каркасом, для полного разложения которого требуются десятилетия, в течении которых остатки проволоки могут навредить как домашним, так и диким животным.

Небесные («китайские») фонарики могут быть опасны и для людей. В 2013 году такой фонарик стал причиной пожара в графстве Уэст-Мидлендс (Великобритания), в результате которого пострадали 13 из 200 пожарных, которые прибыли для тушения пожара, и был нанесен ущерб в 6 миллионов фунтов стерлингов.

По сообщению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории нашей страны из-за запуска небесных («китайских») фонариков не раз случались пожары. Например, в 2013 году на площадке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», а также в Национальном парке «Красноярские Столбы» (сгорело почти 3,5 га леса).

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020  №      1479, введен запрет на запуск на территории поселений,

городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов, неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

В 2007 году Федеральная аэронавигационная служба Российской Федерации (Росаэронавигация) рекомендовала гражданам и организациям воздержаться от запусков воздушных шаров, поскольку они представляют угрозу безопасности полетов воздушных судов. Только один фонарь способен может стать угрозой безопасности полета воздушного судна, если его втянет в реактивный двигатель.

Таким образом, все вышеперечисленные виды искусственных украшений, запускаемых в небо, а также пластиковое конфетти, разлагаясь в природе, наносят вред окружающей среде, что свидетельствует о необходимости решения вопроса об их правильной утилизации. На сегодняшний день в России нет предприятий, которые занимаются переработкой таких изделий, а также отсутствует система их сбора и утилизации.

Инициатива об ограничении массового запуска воздушных шариков в нашей стране несколько лет назад была выдвинута руководством дальневосточных особо охраняемых природных территорий.

В некоторых странах законодательно запрещен запуск воздушных шаров. В Австралии, Великобритании и ряде штатов США (Флорида, Теннесси, Коннектикут, Виргиния) за намеренный запуск надувного шара в небо предусмотрен штраф. Например, в США его размер составляет - до 500 долларов. Многие страны запретили в своих пределах запуск и небесных («китайских») фонариков. К ним относятся в том числе: Аргентина, Австрия, Австралия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Германия, Новая Зеландия и Испания, тридцать штатов США, некоторые части Канады. Уэльс (Великобритания) запретил небесные («китайские») фонарики на всех землях с 2018 года.

В нашей стране на законодательном уровне такое ограничение не установлено, но ряд регионов пошел по пути мировой практики и уже поддержал эту инициативу. Органы государственной власти Санкт-Петербурга, Уфы, Ижевска, Иркутска, Сочи, Петрозаводска и Самары рекомендовали не запускать воздушные шары в небо во время проведения массовых мероприятий в общеобразовательных организациях. В некоторых городах школьники сами отказывались от этой акции, соответствующие петиции с подписями собирают их родители и направляют в органы власти. Движение «Шары не для неба» против одноразовых надувных украшений набирает обороты. В Инстаграм появился соответствующий популярный хештег #НетВоздушнымШарам.

Инициативу запретить в Московской области запуск воздушных шаров, светошаров и небесных («китайских») фонариков поддерживают активисты многих экологических движений: Движение РазДельный Сбор, Сообщество экоблогеров России, активисты Всемирного дня чистоты «Сделаем!» в России, представители и активисты общественных организаций и движений: Межрегиональная общественная организация в сфере экологии, экологической культуры и охраны окружающей среды «Мусора.Больше.Нет», Автономная некоммерческая организация «Центр просветительских, медиа и творческих решений в сфере охраны окружающей среды «Русская экология», Автономная некоммерческая организация экологического просвещения и консультирования коалиция «ПРО отходы», Межрегиональная общественная организация экологического и патриотического просвещения «Чистые игры», экологическое движение «Круг жизни Северо-Запад», объединение «Неравнодушная Молодёжь», движение «Сделаем город лучше» и др.

Все большее количество людей признает, что от минутного красочного шоу остается только мусор. Традиция запуска воздушных шаров должна постепенно уходить в прошлое. Но пока она все еще остается актуальной из -за низкой экологической грамотности. Осознание негативного влияния запуска воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков на окружающую среду должно побудить общество к поиску более экологичных альтернатив: запуск мыльных пузырей, многоразовых воздушных змеев, лепестков цветов, лазерное шоу, посадка цветов, кустарников и деревьев, развешивание кормушек, проведение субботников в лесу и на берегах водоемов, подбрасывание в небо кепок, бейсболок или ленточек и т.д.

Обсудив вопрос отказа от массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков, участники круглого стола решили:

  1. Поддержать инициативу об отказе от массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков.
  2. Поддержать инициативу активистов-экологов и воздержаться от запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков на мероприятиях, которые организует Московская областная Дума.
  3. Предложить:
    1. Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»:
      1. Поддержать отказ от массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков.
      2. Довести до сведения общеобразовательных организаций Российской Федерации информацию о вреде массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков.

Срок: август 2021.

    1. Министерству экологии и природопользования Московской области рассмотреть целесообразность установления ограничений использования воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков при проведении акций, форумов, массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях областного значения.

Срок: июль 2021.

    1. Министерству благоустройства Московской области совместно с администрациями муниципальных образований Московской области рассмотреть целесообразность установления ограничений использования воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков при проведении акций, форумов, массовых мероприятий на территориях парков, скверов и зон отдыха.

Срок: август 2021.

    1. Министерству экологии и природопользования Московской области совместно с Министерством образования Московской области довести до сведения общеобразовательных организаций Московской области информацию о вреде массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков.

Срок: июль 2021.

 

    1. Министерству образования Московской области совместно с общеобразовательными организациями Московской области рассмотреть возможность отказа от запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков во время проведения массовых мероприятий в общеобразовательных организациях региона.

Срок: август 2021.

    1.  Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области рассмотреть возможность запуска онлайн голосования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-портале «Добродел» для выяснения позиции широкого круга общественности по вопросу отказа от массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков.

Срок: июль 2021.

    1. Главному управлению социальных коммуникаций Московской области, Главному управлению по информационной политике Московской области рассмотреть возможность разработки ролика социальной рекламы, пропагандирующего отказ от запуска в небо воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков.

Срок: июль 2021.

    1. Общеобразовательным организациям Московской области:
      1. Рассмотреть возможность закрепления в концепции (программе) развития (миссии) общеобразовательной организации формирование у молодых поколений модели ответственного отношения к потреблению и окружающей среде, а также отказ от массового запуска воздушных, гелиевых светошаров и небесных («китайских») фонариков во время проведения массовых мероприятий в общеобразовательных организациях региона.

Срок: в течение 2021 года.

      1. Провести экологические уроки, посвященные опасности для экологии воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков.

Срок: в течение 2021-2022 учебного года.

  1. Поручить:
    1. Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области:
      1. При проведении конкурса «ЭкоПодмосковье-2021» предусмотреть номинацию «Детский плакат (рисунок) на тему «Шарик, не улетай!».

Срок: 2021 год.

      1. Направить информационное письмо в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в преддверии проведения массовых мероприятий в общеобразовательных организациях региона, с информацией о вреде для экологии традиции запуска воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков и рекомендацией от нее отказаться.
      2. Разместить материалы круглого стола на официальном сайте Общественной палаты Московской области.

Срок: июнь 2021.

4.2. Комитету по экологии и природопользованию Московской областной Думы:

  1. Провести в Мособлдуме выставку лучших работ, отобранных по результатам конкурса «ЭкоПодмосковье-2021» в номинации «Детский плакат (рисунок) на тему «Шарик, не улетай!».

Срок: 2022 год.

  1. Подготовить статистические данные об общеобразовательных организациях Московской области отказавшихся от традиции запуска воздушных, гелиевых, светошаров и небесных («китайских») фонариков.
  2. Направить депутатам Московской областной Думы материалы по итогам круглого стола для использования в работе в территориальных округах.

Срок: до 15.06.2021.

  1. Направить настоящую резолюцию участникам круглого стола.

Срок: до 15.06.2021.

  1. Подготовить информационно-аналитические материалы по результатам реализации предложений настоящей резолюции, а также статистические данные, указанные в 4.2.2, и направить их в пресс-службу Московской областной Думы.

Срок: II квартал 2022.

  1. Разместить материалы круглого стола на официальном сайте Московской областной Думы.

Срок: до 15.06.2021.

3-23-101-60

17 июня 2021
829