БУЯДЖИ: «Стрелка» может стать основой федеральной транспортной карты к ЧМ-2018
Более полугода Единая транспортная карта «Стрелка» помогает жителям Подмосковья при поездках на общественном транспорте. За это время карту купили уже более 700 тысяч пассажиров, «Стрелка» обзавелась обширным функционалом и удобной инфраструктурой. О новых возможностях «Стрелки», о планах по единому федеральному стандарту транспортной карты и вероятности объединения с московской картой «Тройка» в интервью РИАМО рассказал генеральный директор ООО «Единая Транспортная Карта» Павел Буяджи.
— Павел Андреевич, реализован ли план продаж карты «Стрелка» в 2015 году?
— В настоящее время уже реализовано более 700 тысяч карт, при этом около 500 тысяч — это активные пользователи, которые проехали по карте хотя бы один раз. Подводя итоги полугода с начала проекта, мы уже реализовали половину наших целевых показателей. Мы считаем этот результат более чем успешным. На сегодняшний день доля использования карты «Стрелка» в перевозках компании «Мострансавто» — более 42%, плюс активно подключаются коммерческие перевозчики. Мы идем с опережением наших планов.
— А каковы планы последующей реализации карт?
— Согласно условиям инвестиционного соглашения, заключенного в ноябре прошлого года между правительством Московской области, АО «Универсальная электронная карта» (УЭК) и «Мострансавто», к 2021 году в системе «Стрелка» должно быть не менее 1 миллиона активных транспортных карт. На сегодняшний день данный показатель выполнен нами на 50%.
— Сколько перевозчиков уже работает со «Стрелкой» в Подмосковье?
— Более 50% перевозчиков Московской области подключены к «Стрелке», а всего в Подмосковье работает 221 транспортная компания пассажирских перевозок. Самая крупная из них — ГУП МО «Мострансавто»: оборудование по приему «Стрелки» установлено в более чем 5 тысячах транспортных средств.
С апреля мы начали активное подключение перевозчиков, которые работают по регулируемым и нерегулируемым маршрутам. Недавно мы отметили небольшой юбилей — был подключен сотый перевозчик, компания «АвтоЛидер», которая обслуживает население Балашихи. Сейчас процесс интеграции в систему «Стрелка» идет активнее, чем в начале, потому что перевозчики оценили удобство пользования «Стрелкой» и поняли, что для пассажиров важно создать единые условия оплаты проезда. Мы планируем, что в ближайшее время, к концу текущего года, все перевозчики Московской области будут подключены к системе «Стрелка».
— Насколько охотно подключаются коммерческие перевозчики?
— Конечно, работа по подключению коммерческих перевозчиков ведется нами не в одиночку, а совместно с министерством транспорта Московской области. Начиная с апреля 2015 года, несколько раз проводили встречи с перевозчиками. Изначально они были ознакомительными: мы проводили презентации, объясняли порядок, условия и преимущества работы в системе. Скажу честно, сначала со стороны транспортных компаний было очень много вопросов, недоверие и непонимание. Перевозчиков интересовало, на каких условиях они будут работать, как быстро смогут получать средства за свои услуги. Спустя несколько месяцев работы мы практически каждого перевозчика знаем по имени. Сейчас идет работа по технологическому подключению, каких-либо вопросов уже не осталось, потому что мы проводим консультации, встречи, семинары.
— А как решается вопрос с разницей в тарифах у разных перевозчиков?
— По регулируемым тарифам тарификация определена, и она следующая: внутригородские перевозки по «Стрелке» — 28 рублей, а с каждой 11-й поездки идет скидка 2 рубля, а при постоянном пользовании картой стоимость проезда снижается до 18 рублей. При этом разовый билет при оплате наличными на маршрутах с регулируемым тарифом стоит 40 рублей. По нерегулируемым тарифам стоимость проезда устанавливается перевозчиком самостоятельно, он же может установить тариф за разовый билет ниже 40 рублей. Поэтому правительство Московской области уделяет такое большое внимание подключению всех перевозчиков, чтобы была единая система оплаты проезда.
— Вы рассказывали о возможности запуска некой программы лояльности между «Стрелкой» и торговыми сетями в Подмосковье, каких договоренностей удалось достичь?
— С точки зрения технологий, Единая транспортная карта «Стрелка» позволяет реализовывать программу лояльности в торговых сетях. В настоящее время ведется активная работа с торговыми сетями на предмет, прежде всего, реализации и пополнения карты «Стрелка». Для нас на данном этапе развития проекта в приоритете создать максимально широкую инфраструктуру продажи и пополнения карты. Уже после этого будет запуск программы лояльности. Карта «Стрелка» по сути — это кошелек с электронными деньгами, и возможно, уже в этом году это позволит реализовать программу лояльности, с помощью «Стрелки» можно будет оплачивать городские сервисы.
— Какие-то компании уже готовы участвовать?
— Мы ведем переговоры с такими сетями, как X5 Retail Group, «Ашан», «Атак» и другими. Везде свои особенности, поэтому условия будут определены с каждым партнером индивидуально.
— А по программе лояльности планируется сделать систему скидок или накопления баллов?
— Мы можем реализовать как скидочную программу, так и систему накопления баллов, с помощью которых можно оплачивать различные товары. Электронный кошелек позволяет это сделать. Учитывая, что на карте электронно-денежные средства, то ограничений по программам нет в принципе. Все зависит от того, как мы договоримся с партнерами, насколько это будет интересно им и нам. Наша задача — сделать сервис как можно более удобным, привлечь как можно больше людей и заинтересовать жителей Подмосковья этими программами. В настоящее время нам важно создать инфраструктуру и объяснить людям, что «Стрелка» — это удобно и выгодно.
— Не планируется ли установка в Подмосковье терминалов для проверки баланса, как, например, желтые терминалы в московском метро?
— Специально для Московской области мы реализовали технологию дистанционного пополнения карты, например, если вы пополняете карту с помощью терминала «Qiwi», через банкомат или мобильное приложение, то вам не нужно идти к специальному терминалу и прислонять карту. Баланс можно узнать в мобильном приложении или по телефону «горячей линии», а также на портале или по смс-сервису, который был недавно запущен. В ближайшее время будет реализована возможность просмотра баланса на терминале в автобусе.
С августа началось оснащение подвижного состава «Мострансавто» стационарными терминалами. Эти терминалы примерно такие же, как и в Москве, когда человек, заходя в автобус, не дает карту кондуктору, а прикладывает ее к терминалу, там всегда будет отображаться остаток баланса. По условиям инвестиционного соглашения, АО «УЭК» оснастит все транспортные средства компании «Мострансавто» этими терминалами. Мы планируем закончить эту работу к началу 2016 года.
— Где такие терминалы устанавливаются в первую очередь?
— Автобусный парк Мострансавто состоит из транспортных средств малой, большой, особо большой вместимости, что предполагает оснащение разными типами оборудования. В зависимости от маршрутной сети тех или иных районов, выбрано несколько муниципальных образований Подмосковья, в которых в первую очередь будет устанавливаться стационарное оборудование, — это Королев, Одинцово, Шатура, Долгопрудный, Жуковский, Орехово-Зуево, Химки, Раменское и Егорьевск.
— В связи с установкой терминалов, не планируется ли отказаться от кондукторов?
— Оснащение тем или иным оборудованием — это процесс непростой. Прежде чем устанавливать оборудование, мы совместно с экспертным сообществом и правительством Московской области проводим тщательный анализ маршрутов. Прежде всего, это пассажиропоток. Мы не собираемся устанавливать турникеты там, где пассажиропоток слишком высокий, где жителям станет неудобно заходить-выходить из автобуса.
Безусловно, наличие кондуктора в автобусе — это прежде всего решение перевозчика, но на практике такие решения самостоятельно перевозчиком не принимаются. Эта работа ведется совместно с Минтрансом Московской области. Уверен, люди без работы не останутся.
— Как вы считаете, не усложнит ли установка нового оборудования работу водителей, которым придется продавать карты? Ведь это лишняя работа с деньгами…
— По практике, которую мы увидели, нет проблемы продать карту. Когда карт не было, водитель принимал наличные средства, а собрать деньги с каждого пассажира сложнее, чем один раз продать карту. Правительство Московской области поставило задачу, чтобы «Стрелка» продавалась во всех транспортных средствах, чтобы у жителей была возможность приобрести карту и не переплачивать за проезд.
— А сколько всего точек продажи карты «Стрелка» в регионе?
— Мы создали большую инфраструктуру по распространению карты — на сегодняшний день уже более 6 тысяч точек. Кроме того, мы планируем увеличивать сеть распространения. Сегодня карту можно приобрести в кассах и автобусах «Мострансавто», в «Евросети», в отделениях Почты России в Московской области. Планируем в ближайшее время подключить Сбербанк, а это более 600 отделений Среднерусского банка в Подмосковье. Сейчас ведется работа, чтобы организовать реализацию и пополнение карт «Стрелка» в торговых сетях и МФЦ. Целевые показатели мы уже выполнили, но наша задача — максимальная доступность карты. Если мы подключим торговые сети, МФЦ, то в полтора раза увеличим количество точек реализации карты «Стрелка». Это будет в текущем и следующем году.
— Многих пользователей интересует вопрос о возможности использования карты в долг, ведь не всегда успеваешь посмотреть счет. Будет ли предусмотрена такая возможность на «Стрелке»?
— В принципе, технология, которая позволяет владельцу взять в долг деньги на поездки при нехватке средств, осуществима. В определенной конфигурации такая возможность планируется. Сейчас Сбербанк России совместно с ЕТК «Стрелка» запускают банковские транспортные карты. Такую карту пассажир может оформить самостоятельно, либо они будут выдаваться в качестве зарплатного проекта. То есть человек получит карту с установленным транспортным приложением «Стрелка». Если банковская карта будет еще и кредитной, то пользователь сможет, что называется, брать деньги в долг. Плюс мы запускаем услугу по автопополнению, при определенном балансе с банковской карты будет списываться необходимая сумма для пополнения транспортного приложения «Стрелка». Это планируется ввести до ноября 2015 года.
— Такие зарплатные транспортные карты уже выдаются?
— Тестовые карты уже выдаются. Более того, компания «Мострансавто» перешла на зарплатный проект Сбербанка. Осенью этого года сотрудники компании смогут получить банковские карты с установленным приложением «Стрелка».
— Павел Андреевич, насколько эффективна «Стрелка» в борьбе с нарушениями на транспорте?
— Могу сказать однозначно, что внедрение карты «Стрелка» помогает бороться с коррупцией среди персонала общественного транспорта. Потому что автоматизированная система контроля исключает возможность незаконных действий. Каждая транзакция, то есть проход пассажира фиксируется независимо от желания кондуктора. Если граждане постоянно пользуются «Стрелкой», то понимают, как должна производиться оплата. Это исключает возможность недобросовестных действий кондуктора или водителя.
Каждый случай нарушения анализируется, создана аналитическая система, которая работает в связке с системой безналичной оплаты проезда. Эта аналитика позволит принимать управленческие решения, поскольку борьба с коррупцией и формирование прозрачности системы общественного транспорта — это приоритет для руководства Московской области, чтобы налоги, которые должны платить перевозчики, в бюджет региона поступали исправно. Также система позволяет анализировать пассажиропоток на маршрутах и выявлять нелегальных перевозчиков.
— Куда обращаться пассажирам в случае нарушений?
— У нас есть телефон «горячей линии» 8 800 100-77-90, который указан на самой карте, в автобусах, нужно звонить нам, оставлять обращение, указывать фамилию кондуктора, а если он отказывается представляться, то маршрут и время поездки. Также есть мобильные приложения, портал, куда обязательно нужно направлять обращения. Была проведена колоссальная работа с персоналом «Мострансавто», с нашей стороны работают группы мониторинга контроля качества.
К примеру, ежедневно через соцсети поступает порядка 6-7 обращений, плюс ведется активное обсуждение проекта на страницах «Стрелки». Большинство обращений касается вопросов, как и где пополнить карту, каким образом можно обменять неработающую карту на новую, как проверить баланс «Стрелки». Есть жалобы на определенные маршруты с указанием всей необходимой информации. Мы их рассматриваем совместно с перевозчиками. Все обращения мы обрабатываем и помогаем пользователям разобраться в принципах работы карты.
— На что чаще всего жалуются пассажиры?
— Количество обращений по недобросовестному обслуживанию пассажиров было на третьем месте среди всех обращений. Все обращения граждан классифицируются нашим контактным центром, и мы постоянно отслеживаем, где и какая проблема возникает. Были обращения различного характера. Сначала, когда была недостаточная инфраструктура, спрашивали, где можно пополнить или приобрести карту, почему карта не сработала. Разные были причины обращений, от технических вопросов до саботажа персонала, который специально неправильно пользовался картой. На первом этапе таких обращений было порядка 500, сейчас количество таких обращений снизилось в 10 раз.
Хочу отметить, что мы сейчас говорим про обращения по работе «Мострансавто», так как именно они были нашим локомотивом. По мере подключения других перевозчиков мы также контролируем качество работы каждого, честно скажу — оно разное. Мы ведем ежедневную работу, используя опыт с «Мострансавто», и будем его применять при работе с другими транспортными компаниями.
— Павел Андреевич, сегодня Москва и область активно интегрируют свои транспортные системы. В связи с этим назрел вопрос о возможном объединении «Стрелки» и московской «Тройки».
— Конкретных дат и планов объединения «Стрелки» с «Тройкой» пока нет. Но мы ведем технологический анализ возможности перекрестной записи транспортных приложений «Тройка» — «Стрелка». В принципе, у нас одни и те же каналы пополнения баланса карты — «Киви», вся сеть банковских терминалов, на портале «Стрелки» можно поставить сервис «Тройки» и наоборот. С точки зрения технологий это все сделать можно. Но нужны конкретные решения и необходимость в интеграции. Времени для совмещения потребуется много, поскольку необходимо рассмотреть возможности объединения двух финансово-юридических схем обслуживания. У нас разные системы, правовые формы, если в Москве это билет, то у нас электронно-денежные средства. Кроме того, с точки зрения перевыпуска карт, это длительный процесс.
— Смогут ли пассажиры из Подмосковья в будущем оплатить картой «Стрелка» проезд в общественном транспорте других регионов?
— Реализуя проект транспортной карты «Стрелка» в Московской области, компания «УЭК» уже имеет опыт реализации транспортных проектов в ряде регионов, конечно, не таких масштабных и глобальных, но опыт большой. Запуская проект в Подмосковье, нашей задачей было сделать федеральный стандарт, чтобы человек имел возможность проехать между регионами по одной карте. Особенно актуальна эта тема накануне Чемпионата мира по футболу 2018 года, когда регионы, где будут проходить игры, должны предложить транспортное решение, чтобы люди могли по одной карте везде проехать. Используя наш опыт, сделать это будет очень просто.
Инфраструктура есть, процессинг единый, достаточно подключить тех или иных перевозчиков, и мы готовы достаточно быстро выйти за пределы Московской области. Поэтому технологически это возможно, но конкретных дат я бы называть пока не стал.
— Можно ли говорить о том, что до 2018 года проект объединения будет реализован?
— До 2018 года можно сделать очень многое, все возможно.
— А это будет временное решение, приуроченное к ЧМ, или останется на постоянной основе?
— В случае внедрения безналичной оплаты проезда в городах, где будет проходить Чемпионат мира по футболу 2018, данная транспортная система, уверен, останется и после. Потому что это инвестиции и готовые решения, позволяющие жителям оплачивать проезд современным образом с учетом сокращения расходов на проезд. Отказываться от этого — нелогично.
Источник: Региональное Информационное Агентство Московской области
3-145-63-131